Всякая большая выставка Александра Новика – событие удивительное. Он умудряется поражать и коллег, и искусствоведов, которые знают его много лет, часто навещают в мастерской и, казалось бы, досконально изучили все стороны творчества художника... Вот и нынешняя персональная экспозиция в музее изобразительных искусств оказалась сплошной неожиданностью. Не зря же она называется «Другое измерение».
Как председателю областного отделения Союза художников РФ Александру Сергеевичу приходится регулярно устраивать и оформлять выставки – как дома, так и в других городах, где демонстрируются работы тюменских авторов. Опыт у него огромный, и собственную экспозицию он предпочел выстроить сам – в содружестве с искусствоведом Татьяной Сергейчук.
Сначала думал показать только новые произведения. Но оказалось, что лучшие из них в отъезде. В этом году у мастера прошли две персональные выставки в Екатеринбурге, ему довелось участвовать в крупных показах российского и международного уровня в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Салехарде, Кургане. Четырежды его работы получали награды, а многие так и не вернулись в стены родной мастерской. Художник надеется, что однажды удастся показать и их. Пока же – ретроспектива…
А это значит – проверенные временем, хорошо знакомые произведения. Ускользающие силуэты женщин, окутанные вуалью красок и форм, «обладают тайной не прочитанной до конца книги», как сказал о картинах Новика гость вернисажа Владимир Коревицкий. Перед нами старая Тюмень в дымке лет, в тумане памяти, отсветы деревенского праздника и тихих грез о былом – призраки на границе мира реального и воображаемого… Но рядом вдруг оказывается «Художник на пленэре» – задумчивый человек в окружении выразительной натуры и не рожденных еще образов. Это работа прошлого года, навеянная, должно быть, очередным пленэром в Тобольске. С соседнего полотна глядит колоритный «Старик» – живописное изваяние из рельефных теней и сочных красок. Не верится, что портрет написан в 1988 году! Приходит мысль: «Если бы я видела это раньше, то не забыла бы».
Дальше еще удивительнее: акварели последних лет – благородно-сдержанные, монохромные, как природа севера, текучие, как сама вода, или будто приглушенные патиной времени, закатно-сумеречные, как обветшалые деревянные дома и старые церкви в объятиях золотой осени. Тут же черно-белые пейзажи в малоизвестной технике «соус». Материал это любопытный: спрессованные палочки толщиной с палец, что-то вроде мелков; работать ими можно как пастелью или углем, а можно как акварелью, если развести в воде. Четверть века назад Александр Сергеевич провел два месяца на творческой даче «Челюскинская» под Москвой и создал сорок больших «соусных» листов. На нынешнюю выставку попали всего три. Но они сразу привлекают внимание.
Давние литографии, рисунки тушью из начала восьмидесятых открывают и вовсе не знакомого Новика. «Ранние работы смотрятся очень свежо, – отмечает Татьяна Сергейчук. – Нет ощущения, что они написаны лет тридцать назад». Напрашивается сравнение с предыдущей большой выставкой художника, где особое впечатление произвели яркие, сложные эмали. Нынче их нет вообще. Зато много графики – совсем другой, чем в прошлый раз. Та была цветная, формальная, отчасти абстрактная. Теперь же Новик показал работы не просто фигуративные, а натурные. «Абстрактные вещи есть, но они тоже связаны с пленэром. Александр Сергеевич ездил на Ямал, путешествовал по Оби. Видно, что он экспериментирует, по-новому пробует себя в цвете, но очень осторожно. Радует, что он верен себе – и в композиции, и в сюжете, и во взгляде на пространство, на мир, а в цвете иногда очень интересно меняется. Ранние акварели у него сочные, где-то даже контрастные, а сейчас он переходит к очень гармоничным вещам».
Кстати, именно шесть больших акварельных листов, лучших, по мнению самого художника, принесли ему лауреатство на Всероссийской выставке в Кургане. «Акварелью я пишу только на пленэре, в мастерской работаю маслом. Акварель более мобильный материал, позволяет быстрее схватить состояние». Настроение, состояние – мира и чувств – главное в творчестве Новика. Но прежде всего он решает для себя задачи формы и цвета. «Уже с натурного наброска я начинаю искать форму. А через цвет и форму добиваюсь какого-то состояния». Наверное, он непрестанно удивляет других, потому что остается непредсказуемым для себя самого, а на творчество смотрит как на спонтанный поиск. «Зарисовок много. К чему сегодня придет голова, трудно сказать. Сейчас у меня на мольберте стоит большой холст. Начат он был давно, но в какой-то момент я зашел в тупик, а буквально на днях понял, что с ним надо делать».
Его чувство цвета, формы и композиции проявляется не только в живописи, но и в оформлении выставок. «В работе с экспозицией ему равных нет, – считает Сергейчук. – У Александра Сергеевича очень развито видение пространства, он знает, как надо разместить работы». А главное, ему есть из чего выбирать: написано так много, что показать все и сразу невозможно. Зато появляется шанс лишний раз переосмыслить свое творчество, представить его в новом ракурсе… Художник признается, что делать собственную выставку гораздо труднее, чем чужую. «Там просто подбираешь по ритму, по пятнам, а тут еще и решаешь, что лучше показать». Он привез в музей двести с лишним картин. В экспозицию вошло около ста тридцати. При этом Новик не раз возвращался в мастерскую за дополнительными вещами, потому что решал вдруг, что взял не то и уже отобранные произведения надо заменить.
Творческий процесс, будь то работа над живописным полотном или создание выставки, это не только увлеченность, но и сомнение, готовность меняться – несмотря на опыт, лавры и регалии. Только так можно снова и снова открывать двери в «другое измерение»…