Неподведённые итоги

В Тюменском музее изобразительных искусств проходит выставка художника Бориса Паромова «Шаги по земле». Она приурочена к юбилею мастера, как личного, так и творческой деятельности. В экспозицию вошло около двухсот работ, отражающих разные периоды в жизни Бориса Ивановича.

Его творчество очень разнообразно – портреты, пейзажи, натюрморты, абстрактные композиции, произведения на духовную тематику. Он принадлежит к первому послевоенному поколению, и в его полотнах немало отсылов к истории страны, которую невозможно полноценно осознать без воспоминаний о Великой Отечественной войне. Свои авторские выставки он проводил еще совсем мальчишкой. Паромову было 13 лет, а во Дворце пионеров, где он занимался в кружке ИЗО, уже висели его картины.

Паромов никогда не стремился писать то, что модно, или то, что заказывают. Он творил только по велению души. Часто подвергался критике со стороны чиновников, желающих видеть монументальный соцреализм, а не тонкую лирику или неприкрытую боль.

Так, картину «Алексей» (другое название «Военная кинохроника»), навеянную песней Евгения Мартынова на стихи Андрея Дементьева в исполнении Софии Ротару, посчитали чересчур трагической и не взяли на выставку в честь Дня Победы. А ведь сколько было таких судеб! Люди старшего поколения могут узнать и место, куда автор перенес сюжет, – Сиреневый зал не существующего теперь кинотеатра «Темп».

Узнаваемость мест – одна из особенностей творчества Паромова. Всматриваемся в картину «Август» и видим пересечение улиц Республики и Холодильной таким, каким оно было много лет назад. «Уходящая осень» грустно смотрит на нас с улицы Северной. А вот тихая Смоленская на полотне с одноименным названием. Его серия «Тюмень уходящая» стала настоящей одой старинному городу, исчезнувшему под натиском цивилизации. Сейчас вместо заповедных уголков во многих местах уже каменные джунгли. Большинство домов, изображенных на работах Паромова, давно исчезли. Он же успел оставить для потомков в целый пласт старой Тюмени, такой, какой ее видел и любил. Каждое полотно излучает положительную энергию. Пишет Борис Иванович и современный город, но его не вдохновляет мегаполис, ему интересны восстановленные храмы, отреставрированные дома, ангелы, парящие над Тобольском.

Обращается Паромов и к теме истоков. На его картинах нередко можно увидеть богатырей, первопроходцев – не тех, кто добывал нефть, а тех, кто изначально покорял Сибирь. Ему интересно представить, как могли бы выглядеть языческие боги – Ярило, Лада. Он слышит голоса предков, он чувствует неразрывную с ними связь. Тема Руси, ее предназначение отражены в серии «Русский космизм». Здесь у каждой работы стоит постоять и подумать, и тогда, может быть, нам откроется истина. Борис Иванович и сам называет свое творчество попыткой разобраться в себе, стремлением облечь размышления в форму, что возможно только в искусстве.

006-4-4Есть у него полотна, посвященные литературе, например, «Братья Карамазовы» и «Гамлет». Высшее образование он получал в Ленинграде, там и состоялось его первое признание. А жить в городе на Неве и не вдохновиться им, просто невозможно. Серия «Шаги по земле» – попытка понять, зачем мы приходим в этот мир, как в нем живем, когда вокруг столько искушений, и чем в результате все заканчивается.

Экскурсии по выставке ведет супруга художника искусствовед Наталья Паромова. А кто лучше ее знает все о творчестве Бориса Ивановича. Она рассказала, что на экспозиции представлена лишь часть произведений автора, еще около пятисот картин хранится в мастерской. А сколько в частных коллекциях в России и за рубежом...

Выставка продлится до середины февраля.


22783