Сегодня мы рассказываем о самобытном народном празднике Сурхури, связанном с традицией чувашского Новогодья. В Тюмени нынче его проводит 17 января областная ассоциация чувашей «Таван».
В областной центр вот уже который год на торжество приезжают представители из мест компактного проживания чувашей – из деревень южных районов края: Тюменского, Нижнетавдинского, Аромашевского, Исетского, Ярковского, Ялуторовского, Заводоуковского, Омутинского, а также из Тобольска, Ишима, Нефтеюганска, Сургута, Нижневартовска, Пойковского, Федоровского, Муравленко и Нового Уренгоя. В программе праздника – национальные песни, танцы с участием фольклорных групп «Танташ», «Йамра», «Таван», «Сарпике», дегустация блюд чувашской кухни, показ изделий декоративно-прикладного творчества, всевозможные ритуальные действа. Участником обрядовых гаданий, игр и забав может стать любой желающий, в том числе представитель иной национальности.
Одна из разновидностей Сурхури – Нартукан. По обыкновению, еще днем парни через сестер и родственниц приглашали всех девушек-односельчанок на праздник – в самую большую избу, где начинались игры, танцы и песни. Новогоднее веселье не обходилось и без ряженых. Кто-то изображал торговца, кто-то – комедианта, кто-то – цыганку-гадалку, кто-то – находчивую сваху, кто-то – верблюда или лошадь – все они шумной гурьбой ходили из дома в дом и разыгрывали смешные сценки из деревенской жизни. Под конец и хозяева, и гости плясали под музыку и громкий аккомпанемент печной заслонки, всевозможных трещоток. Потешив вдоволь хозяев, разношерстная толпа с пляской и шумом шла дальше. Кстати, первоначально роль ряженых у чувашей сводилась к изгнанию из села злых духов и враждебных человеку сил старого года.
Завершало чувашское Новогодье Кашарни – крещение. За день до него теперь уже девушки собирались в одном из домов, варили пиво и стряпали пироги. Повеселиться вечерком собиралась вся деревня, от мала до велика. И снова всю ночь звучали музыка и пение, парни и девушки плясали под частушки.
Важное место в праздновании Кашарни занимали всевозможные гадания. В полночь, когда деревня засыпала, несколько человек уходили в поле. Где-то там, на перекрестке дорог, они вслушивались в зимнюю тишину. У того, кому померещился голос домашнего животного, в новом году будет богатый приплод скота. Если же кому-то слышался звон монет, соответственно следовало ждать финансового благополучия. А коль почудились звук колокольчика или музыка волынки (шапар), это указывало на скорую свадьбу. По многолетним наблюдениям, несмотря на добрые «показания» других гаданий, молодые люди предпочитали сосредоточиться на вероятной женитьбе или замужестве. Что понятно и объяснимо: по чувашскому обычаю именно в святочные новогодние дни было принято массово засылать сватов в дома будущих невест…