Волшебную ночь с 31 декабря на 1 января жители Тобольской губернии отмечали радостно и с размахом. Не скупились на подарки. Всех поздравляли и ликовали до утра.
Идем в баню!
По народной традиции тюменцы шли в помывочное заведение. Попариться с веничком можно было в знаменитых Андреевских банях. (В советское время Ишимская баня). Дореволюционная реклама извещала:
«…общий номер с человека 7 коп., в отдельных – от 40 коп. до 2-х руб. Бани открыты с 11 утра до 10 часов вечера. Номера обставлены с полным комфортом. Имеются ванны и души. Бани освещаются электричеством. Обслуживаются речной водой из водопровода».
«Тобольские губернские ведомости» в 1895 году перед праздником чуть ли не в каждом номере помещали рекламу: «Продается мыло против головной перхоти. Оно имеет утвержденную правительством марку за №3374. Кусок стоит 30 коп. и 50 коп. Остерегайтесь подделок!».
Кому – чай, кому – водка
Горожане торопились сделать покупки и выиграть в лотереях. Газета сообщает: «За последние дни в Тюмени замечается особенно оживленная торговля водкой, которой запасаются к предстоящим праздникам крестьяне окрестных деревень, в большом числе подвозящие в город продукты первой жизненной необходимости, в особенности муку».
«В деревне Кулаковой состоялось открытие народной чайной тюменского отдела общества трезвости, учрежденной на средства известного благотворителя Н.М. Чукмалдина. Он жертвует по собственной инициативе на содержание чайной по 5 рублей в месяц и ящик байхового чая в 111 фунт». Николай Мартемьянович старался приобщить людей к трезвому образу жизни, задача была непосильная…
«Громадное стечение народа на устроенной лотерее Тобольского отделения Императорского музыкального общества привлекло и воров, явившихся поработать в давке. Помимо нескольких карманных краж, совершена довольно крупная. Воры похитили ценную медвежью, принадлежащую управляющему казенной палатой С. Матвееву, шубу. Следует отдать должную справедливость энергии и ловкости полицмейстера Зброжека. Шуба найдена!».
Что кушал губернатор
Журналист «Ведомостей», вхожий в круг местной знати, видимо, сам не дурно покушал и живописно рассказал, чем потчевали уважаемых господ в праздничные дни. «Члены преобразованного тобольского губернского управления давали в зале общественного собрания завтрак многоуважаемому начальнику нашей губернии Н.М. Богдановичу и вице-губернатору барону К.П. Фредериксу. Завтрак производил прежде всего очень эффектное впечатление своей изящной оригинальной сервировкой. Обычные ряды закусок на столе отсутствовали. Их заменял ряд красиво убранных тарелочек, наполненных самыми разнообразными сандвичами, тартинками всевозможных родов. Меню завтрака составляли: уха из налимов, расстегаи из сёмги, филе из ершей в раковинах, ростбиф по-английски с разно-образным гарниром, маседуан из фруктов, чай, кофе и ликеры. При закуске присутствующим предложены были разные вина». Не дурно-с…
Эй, извозчик!
Перед праздником цены взлетали. Торговцы были с прибылью, не упускали счастливый момент и извозчики. Например, в день Нового года они вздували стоимость проезда от вокзала до пристани с 50 копеек до 75 за один час. Правда, гласные (депутаты) городской Думы несколько урезали их аппетиты.
Поехать и развлечься было куда. В клубе Приказчиков устраивался карнавал, на котором веселилась местная знать. Бедным купцы жертвовали деньги, воспитанникам Сиропитательного заведения (детдома) делали подарки, заключенным в тюремном замке организовывали елку. Возле женской гимназии для детей устраивали каток. Электротеатры демонстрировали зарубежные фильмы, театр Текутьева радовал спектаклями.
«В Тюмени гостит г-н Маржецкий с фонографом Эдисона, удивляя тюменцев заморскою диковинкою. Нам пришлось прослушать несколько номеров из программы фонографа, и все они переданы более или менее сносно, за исключением стихотворения «Охота», переданного слишком торопливо, отчего получился какой-то хаос слов и звуков. Программа, преподнесенная г-ном Маржецким публике, напечатанная одною из наших местных типографий чересчур неграмотно. И еще есть одно замечание. Не бесполезно было бы после каждого посетителя дезинфицировать кончики проводов фонографа, вставленные в уши слушателей. При существующем же порядке они легко могут обратиться в разносчиков инфекционных болезней. Нашим врачам следовало бы позаботиться об этом».
Серебристый смех
«На украшение и иллюминацию города Думой ассигновано 2 тысячи рублей». Восторженные строки в тех же «Ведомостях» создают впечатление: «Улицы полны движения. Магазины сверкают огнями. Возле роскошно одетых елок скоро зазвучит серебристый смех! В настоящее время в общем все у нас обстоит благополучно. На некоторых особ даже падает необыкновенный в виде кредитных бумажек дождь. К числу таких счастливчиков принадлежит антрепренер театра г-н Брагин, делающий громадные сборы постановкой опер и отрывков из них. Посудите сами: за ноябрь он получил более 10 тысяч валового сбора со спектаклей, а сколько еще дал ему за это время театральный буфет, который он держит самолично! Но мы надеемся, что фортуна улыбнется и нам. Хорошо, когда есть надежды! Человек тогда чувствует себя бодрее и радостнее».
И я о том же. С праздником!