…И снова горел ханукальный огонь

Ханука, один из самых главных иудейских праздников, пришелся нынче на вторую половину декабря. Его отмечали в Израиле и во всех странах рассеяния, в том числе и в еврейской общине Тюмени. Уже не одно тысячелетие, из года в год, начиная с 25-го числа месяца кислев, восемь вечеров подряд представители этноса во всём мире зажигают свои ханукальные свечи и лампады. Эти несколько торжественных дней помимо традиционных ритуалов разнообразились в нашем городе всевозможными экспозициями, презентациями, концертами.

В память о чуде с кувшинчиком…

Ханука – «праздник свечей» в память о чуде с храмовой менорой, горевшей несколько дней вместо одного.

Традиция, идущая из глубины веков, религиозная и национальная одновременно. То было одно из важнейших событий в истории этноса – восстание против греко-сирийского владычества во втором веке до н.э., приведшее к победе: полки Иегуды Маккаби вошли в Иерусалим. Безупречным священникам было поручено очистить храм, дабы возобновить в нем традиционное богослужение. Долго не могли найти «неоскверненного елея» для светильника. А когда обнаружили маленький кувшинчик с «чистым» маслом, оказалось, что его могло хватить лишь на один вечер горения. Чтобы приготовить его в нужных количествах и в соответствии с предписанными правилами, требовалось некоторое время. Святая служба тем не менее началась. Священники зажгли менору и вновь освятили Бет Амикдаш благоговейной молитвой. Это было в двадцать пятый день месяца кислев, в 3622 году от сотворения мира. И свершилось чудо – то небольшое количество масла продолжало гореть в меноре до тех пор, пока не выжали из маслин новое. Вот тогда-то и был установлен праздник освящения – Ханука в течение восьми дней, дней радости и веселья в ознаменование победы над эллинами, восстановления суверенитета Иудеи и возобновления богослужения в Храме. Символом торжества стал восьмилампадный светильник – менора. Само же слово «ханука» означает «ритуал освящения нового дома».

Как свидетельствуют историки, на протяжении столетий Ханука сохраняла свой религиозный характер. Но в конце XIX века, с началом нового заселения Израиля евреями и возрождением страны, праздник приобретает также национальные черты, становится символом героизма, освобождения от чужеземных поработителей и обретения государственной независимости. Постепенно традиция празднования Хануки распространилась и в еврейских общинах стран рассеяния. По всему длинному тернистому пути этого народа в диаспоре ханукальный огонь горел в душе его сынов и несчетное число раз пробуждал, пробуждает и усиливает веру в возрождение народа на его древней родине.

В первый день праздника зажигают одну свечу, во второй – две, в третий – три… А в последний – восьмой – все  восемь. Считается, что лучше всего использовать для этих целей оливковое масло – оно дает при сгорании чистый и яркий свет. Делается это от захода солнца (когда начинает темнеть) и в течение получаса после появления звезд на небе. Впрочем, обычай довольно демократичен: если не удалось соблюсти праздничное предписание в указанное  время, можно зажигать их на протяжении всей ночи до утра. Свечи должны быть достаточно большими, чтобы гореть как минимум полчаса. По традиции ханукию со священным огнем устанавливают на подоконнике, чтобы прохожие могли ее видеть. В самом Израиле люди имеют возможность поставить подсвечник внутрь стеклянного ящика на улице, у входа в дом – это необходимо для того, чтобы оградить огонь от ветра. А приверженцы движения Хабад каждый год устанавливают громадные ханукии на главных площадях и в многолюдных торговых центрах больших городов по всему миру.

239-3-2Традиция предписывает: ритуал зажжения свечей должен исполнять глава семьи вместе со всеми ее членами, которые своим присутствием обозначают участие в торжестве. Правда, в некоторых общинах бытует обычай, согласно которому каждый из домочадцев зажигает их сам. По обыкновению, произносится и соответствующий текст, возносящий благодарность и хвалу Всевышнему «за знамения Твои, за чудеса Твои, за спасение, которое послал Ты». У евреев-выходцев из стран Востока принято также произносить псалом, в котором есть такие слова: «Превозношу я Тебя, Господь, ибо поднял Ты меня и не дал врагам моим торжествовать надо мной…».

В еврейской национально-культурной автономии Тюмени «Авив» общинные ханукальные торжества, как обычно, проходили в местной синагоге. Подготовка к ним шла загодя. Люди стараются придерживаться необходимых канонов. Один из них – праздничные кушанья, характерные для Хануки: сладкие оладьи и пончики с повидлом, приготовленные на масле и напоминающие тем самым о первоначальном чуде с чистым елеем. Торжеству сопутствовали  молитвы, песнопения, радость дарения подарков детям, множество пожертвований на благотворительные цели… Во всем этом люди видят способ возвысить душу.

Я приду, и меня примут

Интересно, что за время нынешней культурно-просветительской акции в синагоге побывали представители самых разных национальностей и вероисповеданий. И немудрено – ведь «синагога» в переводе с иврита означает «дом собраний». А поскольку еврейская община Тюмени считает себя реформистской, то делает всё, чтобы это здание в центре города было местом встреч не только ортодоксальных иудеев. Утверждают, что тору здесь, кроме евреев, изучают и другие любознательные люди. Словом, двери открыты для всех. Получается, это не только и не столько молельный дом. Активисты диаспоры подтверждают: иудаизм – религия, о которой многие зачастую имеют смутное представление. И чтобы это преодолеть, надо быть максимально открытыми. Тогда все поймут: иудаизм на самом деле та религия, куда «если я хочу, то я приду, и меня примут». Поэтому в определенные дни и часы в синагоге проводятся регулярные экскурсии. Правда, есть одно «но». Прежде чем принять иудаизм, человеку надо пройти «гийюр», то есть потрудиться: изучить тору, основные заповеди, сдать экзамен, который принимает раввинат в Москве. С началом нового учебного года всем желающим также предоставляется возможность изучать иврит. Параллельно в идиш-клубе проходят ностальгические встречи представителей старшего поколения – для тех, кто в детстве говорил на идише или пел на нём любимые песни…

В тюменском Доме собраний по традиции особое место занимает суббота (шаббат). Евреи говорят: «Суббота (шаббат), как невеста – чистая, светлая, и все ей рады». В синагоге в шаббат обычно собирается человек 30-40, в основном почтенного возраста. Раввин прочитывает с ними соответствующие молитвы, затем наступает время трапезы. Происходит дружеское духовное общение. На столе – хала (хлеб), сок и фрукты. Собравшиеся поют. Во время молодежного шаббата звучит современная музыка, но предваряет её всё-таки молитва. Суббота, конец рабочей недели – семейный праздник, общение с друзьями и  древний ритуал людского благодарения Богу за то, что живы и здоровы. Некоторые считают, что в обычной жизни необязательно каждую неделю исполнять всё во всех подробностях. Иногда обходятся только зажиганием свечей, обозначая тем самым само наступление субботы.

Встречи, выставки, концерты

В синагоге по улице Кирова, 44 были открыты инсталляции «Ханука в еврейском доме» и «Еврейские праздники: история, традиция, атрибутика», а также выставки картин «Еврейские мотивы» Зураба Мартиашвили и «Персонажи» художника начала XX века Менделя Горшмана. Состоялся показ фильма «Корова Брандта» – совместного производства «Дровален-студио» и Тюменской синагоги. Напомним, что лента в силу уникальности подачи материала была отмечена специальным призом «За авторскую самобытность» на I Всероссийском фестивале телерадиопрограмм и телевизионных фильмов «Человек и вера». Завершилась череда праздничных событий большой концертной программой «Анахну» («Вместе») с участием солистов и творческих групп города.

А тобольская писательница Татьяна Солодова-Матиканская представила на суд читателей свою новую книгу «Феномен Семена Надсона». Кстати, автор исследования – дважды лауреат конкурсов «Книга года» (в 2010-м и в 2012 годах). Татьяна Ильинична, являясь «веточкой» знаменитого семейного древа педагогов, внучка Григория Яковлевича Маляревского, 239-3-1реформатора начального образования в России, директора народных училищ Тобольской губернии, сама уже более тридцати лет преподает литературу и эстетику в училище искусств и культуры имени А. Алябьева. Очень интересуется своей родословной, с гордостью и трепетом хранит семейную историю, не устает рассказывать об учительской династии Маляревских (которая насчитывает в общей сложности боле двухсот лет – с конца XIX века и до наших дней). Ее исследовательский труд воплотился в книгах «Сплетенье судеб и времен», «Подвижник искусства», «Заповедное слово», «Корабль из добрых дел», «Это нужно живым», а также в серии «Жизнь замечательных людей Тобольска».

Посетителям выставки запомнились и картины Зураба Мартиашвили – прежде всего их детской непосредственностью, экспрессивностью формы и праздничным буйством красок в сочетании с красотой и гибкостью линий – именно на этом языке творец общается со зрителем. И это подкупает, ибо философия художника – в известной библейской сентенции «грех печалиться». Однако простота его сюжетов обманчива – за ними недетская мудрость. Во множестве будто бы наивных наблюдений кроется яркая художественная индивидуальность. И, созерцая написанное им, ты чувствуешь это. Говорят, живописец считает детство удивительной порой жизни и хотел бы остаться в нем навсегда. Впрочем, он и есть взрослый ребенок, создавший притягательные, полные доброго юмора декоративные сюжеты, за которыми сказочное волшебство человеческого детства. В книге отзывов один из посетителей написал: «О нем можно сказать, что его искусство блистательно выразило богатство духа, а способности великолепно этот дух отразили».


22637