Крутые повороты Анатолия Севрюгина

Говоря словами Маяковского, высокий смысл жизни человека состоит в том, «чтобы, умирая, воплотиться в пароходы, в строчки и в другие долгие дела». Для Анатолия Ивановича Севрюгина таким «долгим делом» стал воссозданный им и ставший лучшим в области Ярковский дом ветеранов.

Этот посёлок у озера Светлого и зимой красив не менее, чем летом. Посеребрённые инеем деревья и спальные корпуса, опушённые снегом аллеи, спящее подо льдом озеро представляют сказочную картину. А место это называется просто и красиво – посёлок Светлоозёрский. Именно здесь шесть десятков лет назад было заложено социальное учреждение областного значения – дом ветеранов.

Его строительство началось по решению Тюменского облисполкома летом 1958 года, а через год четыре деревянных корпуса приняли первых постояльцев – 80 человек. Постепенно добавлялись хозяйственные постройки, расширялся жилой фонд, принимая всё новых ветеранов со всей области. Таким деревянным, одноэтажным я увидел этот приют для престарелых и инвалидов, побывав в нём впервые в декабре 1975 года. Это было накануне Дня Конституции СССР, которая в ту пору отмечалась 5 декабря. Всего пару месяцев назад приехав в Ярковский район и приступив к должности редактора газеты, я выбрал этот объект для подготовки материала, посвящённого главному закону страны. Тогда и состоялось моё знакомство с директором дома ветеранов Анатолием Ивановичем Севрюгиным.

На жизненном пути этого человека к тому времени было два крутых поворота. Первый – когда он, сельский крестьянский сын, выбрал профессию речника и после окончания тобольского училища ходил рулевым по Оби и Иртышу. Второй поворот, когда ему после женитьбы и появления первенца пришлось в 1959 году бросить якорь на суше. Чтобы быть рядом с семьёй, он и устроился в Ярковский дом ветеранов. Так как он виртуозно владел гармошкой и был от природы весельчаком, его с распростёртыми объятиями приняли культорганизатором. Вдобавок к этому он оказался человеком неравнодушным, с хорошими организаторскими качествами. И вскоре его назначают заместителем, а в 1965 году – директором дома ветеранов.

И вот через десять лет его директорства мы ходим по этим жилым деревянным домикам, где, несмотря на отсутствие многих удобств, чисто, тепло и как-то по-домашнему уютно. Я поделился этим впечатлением с директором. «Эх, Юрий Семёнович, – не то возразил, не то посетовал Анатолий Иванович, – разве такую жизнь заслуживают эти старички, вечные труженики? Поверь, будут у страны силы, увидите здесь современные корпуса со всеми удобствами. Не успею я, так кто-то другой после меня сделает. Но это будет, обязательно будет, иначе нельзя».

Тогда эти слова показались мне мечтой, хоть и осуществимой, но очень далёкой. Впрочем, она и оказалась и долгой, и трудной. Но он успел. Каждый год в этом городке, где жило уже около трёхсот ветеранов, добавлялось что-то хорошее из севрюгинской мечты. То вместо одноэтажной деревяшки возникал двух или трёхэтажный корпус со всеми удобствами для его обитателей, то новая столовая, то баня, то лечебный корпус, оборудованию которого может позавидовать и районная больница.

Это сейчас могут сказать: что нам стоит дом построить, если деньги есть. А в то время, когда начиналась эта реконструкция, были большие проблемы со стройматериалами, с оборудованием да и с финансированием тоже. Севрюгин не ждал, когда всё это появится на блюдечке. Использовал все каналы, находил спонсоров и благотворителей. Помогало соседство дома ветеранов с большой дорогой, по которой проезжали важные и влиятельные люди. А уж он умел сделать так, чтобы они завернули в ветеранскую обитель. Ну и, естественно, чем-то помогли. Было это, например, так. Как-то в район должен был приехать генеральный директор Тобольского нефтехимкомплекса, депутат областного Совета Владимир Юдин. Узнав, что я буду с ним встречаться, Севрюгин сказал мне: «А почему бы вам не побывать в доме ветеранов? Скажите ему, что наши старички хотят видеть своего депутата». И гендиректор побывал и с помощью Севрюгина проникся ветеранскими заботами. Так, после этого визита у старичков появились два десятка импортных инвалидных колясок и стройматериал, которого так не хватало для завершения очередного объекта.

Напомню, что Ярковский дом ветеранов находится почти на полпути между областным центром и Тобольском. Следствием этого факта и инициативности директора стало то, что зваными гостями у старичков были губернатор, депутаты областной и Государственной Дум, много других важных и влиятельных лиц, чей визит, как правило, оставлял заметный след в преобразовании и благоустройстве социального учреждения.

Впрочем, несмотря на все эти очень непростые и хлопотные директорские и строительные заботы, Севрюгин находил время и для давнего увлечения – гармошки. Аккомпанировал созданному в доме ветеранов хору, играл иногда и для сослуживцев по их просьбе. А ещё вместе со своим давним приятелем Виктором Егоровичем Козловым, тоже завзятым гармонистом, с большим успехом выступил на знаменитом заволокинском мероприятии «Играй, гармонь любимая», когда очередным местом его действа было выбрано Ярково.

От посёлка Светлоозёрский до райцентра, где директору часто приходилось бывать по работе, расстояние три километра. Постоянной служебной машины у него не было, и мне часто приходилось видеть, как Севрюгин появляется в Ярково то на уазике, то на санитарной «Волге», то на грузовике. Однажды я ему заметил: «Анатолий Иванович, я вас на танке ещё не видел». «А что, – весело откликнулся он на шутку, – было дело, и на танке рассекал, только не здесь, а по Берлину, во время службы в Группе советских войск в Германии»... Персональное авто (видавший виды «Москвич») он закрепил за собой лишь в самом конце своего директорства. Вообще, к технике он относился как-то особенно трепетно. А в то время когда дом ветеранов и пахал, и сеял, и держал целый колхоз скота в своём подсобном хозяйстве, чтобы лучше накормить старичков, этой техники было немало. 237-2-2«Веришь, – признался однажды Севрюгин, – пока последняя машина в гараж не зайдёт, я спать не лягу».

Ушёл на заслуженный отдых Анатолий Иванович в 2009 году, построив и совершив всё, о чём поведал в мечтах тогда, в далёком 1975 году. Признанием хорошо сделанного дела всей его жизни явились награды и звания: «Победитель социалистического соревнования», «Заслуженный работник социального обеспечения СССР», «Отличник социального обеспечения». А в целом Ярковский дом ветеранов при нём стал лучшим в области и одним из лучших в стране.

Три года назад Анатолия Ивановича не стало. Ему было 74 года. Говорят, в жизни надо сделать три дела: посадить дерево, построить дом и вырастить сына. Деревьев Севрюгин посадил немало. В доме-интернате, который он построил, в тепле и удобстве проживают 450 человек. И сына он вырастил. А его дело сейчас продолжает дочь, возглавившая дом ветеранов в 2012 году.


22601