Как вы думаете, какой литературный персонаж получил самое большое число киновоплощений? По этому поводу существует несколько мнений. Говорят о Шерлоке Холмсе и графе Монте-Кристо, имея в виду не только прямые экранизации, но и вариации на тему. И все же чаще всего режиссеры и продюсеры обращаются к другому герою – бравому гасконцу Д,Артаньяну.
Этот романтический образ – настоящий беспроигрышный вариант. Ведь он включает в себя столько притягательных качеств: верность в любви и дружбе, страсть к приключениям, благородство и не-отъемлемое чувство юмора. Такие люди актуальны для любой эпохи.
Истории о Д,Артаньяне снимались в разных странах. Разумеется, во Франции, где он практически национальный герой. Не могли их обойти стороной и в Голливуде. Обращались к этой теме в Англии, Индии и, конечно, в России, причем не один раз. Первые ленты были немые и черно-белые. Одним из лучших исполнителей этой роли был американец Дуглас Фэрбенкс. Он вообще славился тем, что играл рыцарей плаща и шпаги. «Робин Гуд», «Зорро», «Черный пират» принесли ему мировую известность и солидные гонорары. Однако, воплощая образы иностранцев, он все равно оставался стопроцентным американцем. Но в тех реалиях это было вполне закономерным. «Великий немой» требовал другие подходы, нежели те, к которым привыкли мы.
За прошедшие годы режиссеры и продюсеры все дальше отходили от романа Дюма. Важен был только сам герой и его окружение, а в какие они попадали переделки, чем жертвовали и кого любили, – уже результат полета фантазии. Причем Д,Артаньян представал в фильмах не только молодым человеком, но и уже зрелым мужчиной, и даже отцом. В нескольких экранных версиях у него есть дочь, в некоторых вариантах – от Констанции (когда она только успела), в других мама – одна из случайных подружек. В фильме «Человек в железной маске» 1998 года Д,Артаньян вообще папаша короля Людовика XIV. Словом, полный простор для воображения. В Голливуде уже давно никто ничему не удивляется, и каждая версия о приключениях мушкетеров обязательно находит своего зрителя, какой бы порой бредовой она ни была.
Наши же люди хотят видеть историю, приближенную к произведению Дюма. И когда начинают говорить о знаменитом романе, обязательно упоминают отечественную ленту «Д,Артаньян и три мушкетера» режиссера Юнгвальд-Хилькевича. Хотя там соблюдены все основные каноны, все равно можно найти много отсебятины. Но благодаря талантливой игре всей команды во главе с Михаилом Боярским и замечательным песням композитора Максима Дунаевского фильм получился очень ярким и зрелищным. Режиссер и актеры пытались повторить успех еще несколько раз, но их ожидания не оправдались. Ленты 90-х годов получились слишком мрачными – сказывалась нехватка средств и усталость создателей. Слишком сложной была тогда и просто жизнь, и жизнь кинематографа.
Несколько лет назад они снова тряхнули стариной, выпустив картину «Возвращение мушкетеров». Она стала лебединой песней Игоря Старыгина. Может быть, только ради этого и стоило ее снимать, чтобы увидеть в последний раз легендарную четверку вместе. Михаил Боярский, отмечающий в этом году юбилей, является единственным актером, столько раз примерившим на себя мушкетерскую форму. Эта роль для него – образ жизни. И сколько бы он потом ни снимался, шлейф гасконца неизменно тянется за каждым его героем. Даже в инспекторе Лестрейде из нового «Шерлока Холмса» есть отблеск Д,Артаньяна. Так и ждешь, что он крикнет: «Канальи!».
Кстати, именно этого флера как раз и не хватило недавней версии «Трех мушкетеров», снятой Сергеем Жигуновым. Он вроде тоже следовал книге, еще более досконально, чем его предшественники. Но что-то не сработало, картине не доставало легкости и пьянящего, как хорошее французское вино, духа свободы.