Завтра православная Русь отмечает один из девяти «непреходящих» главных христианских праздников – Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
История относит нас к тому дню, когда престарелые родители девы Марии, Иоаким и Анна, привели дочь в Иерусалимский храм, чтобы оставить Ее здесь на служение Богу. День чудесный был, наполненный необычными явлениями. Так, в Евангелии от Псевдо-Матфея сказано:
«… когда Она была поставлена перед храмом Господа, поднялась бегом на пятнадцать ступеней, не оборачиваясь назад и не зовя родителей своих, как это обыкновенно делают дети. И все были исполнены удивления при виде этого, и священники храма были в изумлении».
Затем, по преданию, первосвященник по внушению свыше ввёл Деву Марию в святая святых, куда из всех людей только раз в году входил сам первосвященник.
Чудеса происходили и далее. Димитрий Ростовский приводит рассказ Григория Никомидийского о посещении Марии в храме ангелом: «Она пребывала в общении с Ангелами. Это и Захария узнал; ибо, когда он, по обычаю священническому, был в алтаре, то увидел, что кто-то необычайного вида беседует с Девою и подаёт Ей пищу. Это был явившийся Ангел; и удивился Захария, размышляя в себе: что это за новое и необычайное явление?». Иероним Стридонский, упоминая посещение Марии ангелом, однако указывает: «Если бы кто спросил меня: как проводила время юности Пресвятая Дева, я бы ответил ему: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Её».
При этом Иероним в «Послании Илиодору» сообщает, что Мария с утра до третьего часа дня проводила время в молитве, затем до девятого часа занималась рукоделием, а потом вновь молилась, пока ей не являлся ангел с пищей.
Согласно Протоевангелию Иакова, в храме Мария находилась до двенадцати лет, когда по указанию ангела священник Захария устроил смотр женихов, на котором по чудесно расцветшему посоху в мужья Марии был выбран вдовец Иосиф.
Пресвятая Богородица является небесной заступницей России. Потому в народе сложилось особое уважение и почитание к дням в Её честь, к Её святым иконам. В честь этого события строились храмы.
Введение имеет важное значение в годовом церковном круге богослужений. Как толкуют Святые Отцы, в этот день через Божию Матерь пришло спасение рода человеческого. Если бы не было Божией Матери, не могло бы совершиться спасение людей. Пресвятая Дева Мария, став Матерью Божией, явилась тем живым храмом на земле, который принял в себя Господа. С этого дня стали происходить изменения, предсказанные пророками. Началось утверждение новозаветного слова.
В день Введения поется первое песнопение, говорящее об ожидании праздника Рождества Христова. Иван Шмелев так написал об этом в романе «Лето Господне»: «Рождество уже засветилось: как под Введенье запели за всенощной «Христос рождается, славите: Христос с небес, срящите…» – так сердце и заиграло, будто в нем свет зажегся… Стали на крылосе петь – сразу и зажглось паникадило, уж светится будто Рождество. Иду от всенощной, снег глубокий, крепко морозом прихватило, и чудится, будто снежок поет, весело так похрустывает: «Христос с небес, срящите…» – какой-то радостный, хрящеватый хруст. Хрустят промерзшие заборы и наши дубовые ворота, если толкнуться плечиком – веселый, морозный хруст. Только бы до Николина дня дождаться, а там и рукой подать: скатишься, как под горку, на Рождество».
Верующим родителям предписывается в этот день приводить детей на богослужения, рассказывать о церкви, о событиях библейской истории. Потому Введение еще считают православным родительским днем.
В традициях также проводить и Введенские ярмарки. Открывался первый торг санями и лубяными изделиями. Выставлялись овощи, фрукты, дикоросы, рыба, калачи, пироги, бублики.



