Нынешний День культуры народов Кавказа и Закавказья в Тюмени пришелся на 29 ноября, а его программа, как и в предыдущие годы, обширна, многоцветна: выступления певцов и танцоров, работа выставки декоративно-прикладного творчества, демонстрация национальных костюмов, дегустация блюд традиционной кухни, фильмы об истории и сегодняшнем дне этих народов…
В празднике по традиции участвуют представители азербайджанской, армянской, грузинской, дагестанской, чеченской, ингушской диаспор. Богатство и колорит этнокультур основывается, как известно, на старинных обычаях и традициях. Сегодня мы обращаем внимание читателей на то, как создаются горские семьи и что такое День молодого вина для жителей тех регионов Кавказа, где виноградарство имеет тысячелетнюю историю.
Сибирского здоровья, кавказского долголетия!
Этот популярный тост звучит сегодня в Тюмени в День молодого вина – своеобразной благодарности людям, испокон веку возделывающим лозу. «Это не просто знак уважения – ода человеку, постигшему секреты волшебной культуры виноделия, – по-южному темпераментно говорил представитель грузинского землячества в Тюмени Гоча Русия. – Праздник столь древний! Он буквально вплетен в нашу кровь, плоть, в духовно-культурные традиции моих соплеменников. Есть исторический факт: христианский крест, который принесла в Грузию святая Нина, был сделан именно из виноградных прутьев. А знаменитые ритуальные дегустации с долгими и красивыми тостами во время торжества у нас сродни молитве. Они рождают в нашем земледельце чувство выполненного долга, настраивают его на радостное ничегонеделание, когда он удовлетворенно созерцает плоды своего труда, славит плодородие земли-матушки, всяческое изобилие и самого себя как творца всего этого богатства».
Знание обычаев у каждого народа естественно и похвально. В детстве Гоча Русия вместе с родителями, братьями и сестрами на своем винограднике в несколько соток (под Сухуми) из года в год постигал вечную как мир азбуку возделывания лозы. И рассказывает об этом с большим удовольствием: «В одно время у нас, в Западной Грузии, возделывали в основном виноград сорта «изабелла». Из него получается ароматное красное вино. А поскольку его вьющиеся побеги, стремясь вверх, нуждаются в опоре, то рядом с кустом обязательно сажают фруктовое дерево – по нему лоза и тянется к солнцу. А осенью сборщик, приставив лестницу к стволу, добирается до самой верхотуры и набирает полную корзину ягод. Затем опускает ее вниз на веревке. На моей малой родине популярны и другие сорта: «цолокаури», «чхавери», «псоу», «анакопия», «оджалеши»... Что касается самого кавказского застолья, то оно в чем-то сродни маленькой академии, где все «по науке», где культура пития – и есть та самая наука. В ней своя многовековая традиция, своя гармония. И, конечно, мудрость и коренной смысл праздника молодого вина не в том, чтобы напиться. Люди собираются всей семьей или просто большой компанией, может, по-соседски, а может, и всем селом. Хозяин либо кто-то из старших, а то и избранный тамада первыми зачерпывают напиток из кадки маленьким глиняным кувшином и разливают по бокалам. Обычай предписывает обязательное произнесение добрых слов за здоровье тех, кто вырастил, собрал новый урожай, приготовил и доставил к столу божественный нектар. Возносится хвала и самому содержимому бокала или бочки. Звучат тосты за старших, затем дальше все идет по «субординации». Главное – насладиться общением за веселым дружеским застольем. А какое общение без глотка доброго вина нового урожая».
Слушая рассказ горца, я вспоминал знакомые мне с детства «бренды»: «каберне», «зайбер», «алепа», «кучурган» – те сорта винограда, что произрастают в знойных степях южной Бессарабии, в том числе и на нашем домашнем винограднике. Каждую весну мы срезали лишние побеги, дважды или трижды за лето пололи междурядья от сорняков, регулярно подвязывали разрастающиеся кусты... Но почему-то вкуснее все равно были гроздья в древнем дедовском винограднике, куда я убегал через две улицы и тихими деньками начала осени наедался этих, чуть прохладных, ягод досыта, до оскомины на зубах. В том чудо-саду будто само собой всё росло, и среди буйной растительности можно было заблудиться.
Бывало, спрятавшись на самой верхотуре, в кроне деревьев, той же шелковицы, завороженно слушаешь кукушку, созерцаешь дальний горизонт и смотришь на всё и на всех свысока. Там, помнится, стоял еще огромный грецкий орех, вековое дерево. Исполин был столь могуч, что мы, мальчишки, могли лазить по ветвям целыми днями, лущить еще зеленую кожуру и, добравшись до сердцевины плода молочной спелости, наслаждаться нежной и вкусной мякотью. И ничего, что потом пальцы никак не отмывались от зелени. Орех всем был хорош, только его однажды срубили – он, оказывается, душил своими мощными корнями все остальные деревья и виноградник… Возможно, то была одна из первых зарубок на память – о том, что все не так сказочно и безоблачно в этой жизни. Так и закончилось детство. А ностальгия по давно ушедшим юным годам сладостна, как гроздья винограда – будь то на Кавказе или в Бессарабии…
Живите счастливо, с добром и любовью!
Как и у других народов, главным в жизни ингушей является семья. Они так и говорят: «Хорошая семья – большое богатство, недружная семья – как разрушенный дом». «Поэтому, создавая семью, молодые понимают: им предстоит держать ответ перед всей большой родней за уровень собственной воспитанности, за вновь народившихся детей, за честь семьи, за мнение окружающих о тайпе, – рассказывает знаток традиций народов Кавказа Любовь Даурбекова. – И это чувство ответственности воспитывается с раннего детства – прежде всего личным примером родителей. Обычай ставит перед женихом строгие ограничения: например, древний адат с целью сохранения генетического здоровья рода не разрешает жениться на всех «фамильных» сестрах (женщинах из фамилий отца и матери, бабушки отца и бабушки матери) до трех поколений включительно. Правда, и в пределах дозволенных фамилий отец и родственники жениха хорошенько обсудят, подходит ли ему та или иная невеста, достаточно ли достойна ее фамилия, чтобы родниться с ней. Обычно берется во внимание древность рода и различные его заслуги. Сватовство начинается с момента, когда старшие дают добро: соответствующие переговоры с отцом невесты проходят в присутствии отца жениха. Девушке же позволяется увидеть своего суженого, высказать свое согласие (или несогласие) уже после того, как ее родственники сочтут жениха достойным ее. Обряд смотрин носит для невесты, скорее, номинальный характер, потому что ее несогласие часто не может быть поводом для отказа – девушка поступает так, как велят ей родители. По обычаю сватовство повторяется два-три раза, после чего отец невесты, посоветовавшись со своими родственниками, дает окончательный ответ. Сказав «да», он берет за свою дочь выкуп и назначает день свадьбы».
«В старину, – рассказывает Любовь Магомедовна, – за невесту требовали 18 коров, а нынче выкуп составляет определенную сумму в рублях. Часто родственники жениха готовы увеличить ее и «сверх того» сделать подарки невесте. Раньше за девушкой приезжали верхом на лошадях и в экипажах, а в современном варианте кортеж состоит из ярко разукрашенных автомобилей. Но и по сей день ингуши строго соблюдают свадебный ритуал, установленный предками. Торжество проходит в доме невесты, где по традиции обе стороны обмениваются шуточными попевками. А по завершении веселых пикировок представительница свадебного кортежа дарит невесте платок жениха с пожеланиями быть примерной женой и беречь любовь, прикалывает к подолу ее платья иглу и приговаривает: «Будь хорошей хозяйкой, будь чистой, как эта игла!». Заплатив выкуп, близкий родственник жениха (юноша, у которого живы родители) выводит невесту во двор. Девушке устраивают торжественные проводы с пожеланиями счастья в замужестве. Однако прежде чем въехать в дом жениха, кавалькада авто совершает свадебный объезд всего села, чтобы оповестить земляков о большом счастье, посетившем их аул, принять поздравления и добрые пожелания».
Знаток национальных традиций Любовь Даурбекова замечает далее, что мусульманский обряд венчания совершается муллой в тот же день. Для молодых режут агнца, жарят бараньи почки, затем под громкую музыку и пальбу из всех ружей новобрачные и съедают приготовленное угощение. На свадьбу прибывают многочисленные родственники, а молодая хозяйка держит перед ними экзамен на гостеприимство, показывает свое умение наводить порядок в доме. Под конец торжества его участники вручают отцу жениха деньги – кто сколько может, финансовая помощь в таких случаях весьма кстати, потому что окупает все свадебные расходы семья жениха. Пожелания молодой семье и молодой жене, в частности, трогательны и волнующи оттого прежде, что идут из поколения в поколение: «Живите счастливо. Да не обделит вас бог добром и любовью! Пусть она будет счастливой для вас невестой. Пусть она будет матерью семи сыновей».
Молодая чета при поддержке всей своей большой родни вскоре строит свой дом и заводит собственное хозяйство – «отдельный огонь (дом, очаг)» и «отдельный скот», как говорят ингуши. Выверенные веками обычаи, подчеркивает Л. Даурбекова, позволяют сохранять семьи крепкими, а детей своих воспитывать достойными.