В стиле фэнтези

Это один из самых сложных жанров кинематографа, когда необходимо перенести на большой или малый экран фантазию сценаристов или авторов книг. Вся команда должна и сама обладать недюжинной фантазией, чтобы перед глазами зрителей вполне реалистично предстали иные миры.

Речь идет о фэнтези, направлении, получившем второе дыхание благодаря техническому прогрессу и стремительно развивающимся компьютерным достижениям. Но все же главным и здесь остается идея. Изначально жанр предполагал наличие определенных условий – вымышленный мир, четко определенные герои и злодеи, обязательные сражения на мечах. Со временем границы расширились, и теперь можно встретить фэнтези на современную тему. Иногда наблюдается смешение жанров, где присутствуют элементы мистики или фантастики. На первый взгляд, неискушенному зрителю они могут показаться идентичными, но это далеко не так. Каждое направление имеет свои отличительные особенности.

Поразмышлять о жанре меня натолкнул отечественный сериал «Тайный город» по мотивам книг Вадима Панова. Наткнулась на него случайно, заинтересовалась, потом уже заставила себя досмотреть, поскольку качество оставляло желать лучшего, хотя сначала подкупила некая оригинальность идеи, что не часто встречается в отечественном кино. Это не чистой воды фэнтези, но с претензией на данный жанр. Действие происходит в Москве, однако не в той, что мы знаем. Существует параллельный мир, где царят свои законы. Он скрыт от людских глаз, и только некоторые посвященные могут проникнуть на запретную территорию. Представители же этого параллельного мира под прикрытием живут в столице, держат рестораны, магазины, но они не сливаются с толпой и исповедуют только свои принципы. Каждый клан или орден имеет свой свод правил, и за их соблюдением строго следят. Однако всегда найдутся те, кому закон не писан, преследующие собственные цели. А на человеческие жизни им глубоко наплевать.

Оригинальность идеи, по крайней мере для нашего кино, обернулась беспомощностью выразительных средств. Обилие персонажей с плохо раскрываемыми образами окончательно запутало зрителей. Пока разбираешься, кто есть кто, проходит половина сериала, а некоторые нестыковки делают его просто неудобоваримым. Правда, мне понравилось наличие фантазии у авторов: они обошлись без примитивных параллельных миров, пытаясь придумать нечто новое. Как правило, все фильмы жанра у нас однотипные, и дело тут не в бюджете, а в неумении выстроить сюжетные линии, грамотно объединить их и сделать историю в целом. Поскольку даже хорошая идея нуждается в хорошем воплощении.

Наверное, единственно более-менее удачный фильм этого жанра – «Волкодав». Его изначально позиционировали как славянское фэнтези. И пускай у проекта были недоброжелатели, считавшие сюжет недостаточно продуманным, а героев заимствованными у западных коллег. Да, картина не идеальная, но режиссер Николай Лебедев сумел собрать прекрасную команду и передать дух того странного мира, что был описан в книгах Марии Семеновой, а затем в сценарии, над которым работала и сама писательница. К слову, в киноверсию вошли далеко не все события романа, да и финал изменили. Скорее, в угоду зрителям, ждущим счастливого конца. Однако это поставило в тупик тех, кто ждал продолжения, поскольку сюжет остальных книг исходит из окончания первой.

А разговоры о продолжении ходили, так как фильм собрал приличную кассу. Когда в Тюмень приезжал исполнитель главной роли Александр Бухаров, я спросила у него, дождутся ли поклонники следующих частей. Он не ответил ничего определенного, но признался, что на тот момент ему интересны другие проекты. Возможно, для продолжения надо написать новую историю, а у авторов закончились идеи. Или стало затруднительно собрать такую же сильную команду. Помимо Александра Бухарова, в ленте снимались Оксана Акиньшина, Игорь Петренко, Татьяна Лютаева, Александр Домогаров, Нина Усатова, Леонид Кулагин.

После долгого перерыва приняла предложение о работе в кино Наталья Варлей. В интервью мне она рассказала, что чаще всего присылают неинтересные сценарии, а она не хочет размениваться по мелочам. В «Волкодаве» же Варлей исполнила пусть небольшую, но очень важную роль. Главной темой образа были любовь и милосердие, а это настоящий подарок для любой актрисы.

Так или иначе, но продолжения фильма зрители не дождались. Самым преданным фанатам предлагалось посмотреть сериал «Молодой Волкодав», где в главной роли был тот же Александр Бухаров. Честно говоря, этот проект мне показался надуманным, может, поэтому он не стал таким событием на телевидении, как фильм на большом экране, хотя делали их почти одновременно. Но свою долю зрительской любви сериал все же получил.

А чтобы стало понятно, что такое фэнтези, достаточно вспомнить самый классический образец жанра – трилогию «Властелин колец». Мною не очень любимую, но отвечающую всем законам направления. Творение режиссера Питера Джексона по произведению Толкиена собрало массу престижных наград, включая премию «Оскар». Понятно, нам далеко до голливудского размаха, но попытаться стоит, не теряя при этом своей индивидуальности.


22364