В музее изобразительных искусств открылась выставка «Из истории профсоюзов Тюменской области (начало XX – начало XXI вв.)». Это первый совместный проект областного совета профсоюзов и Музейного комплекса им. Словцова. По словам заместителя директора областного департамента труда и занятости населения Ирины Лапицкой, такой выставки в Российской Федерации еще не было: в трех залах собраны произведения искусства, документы, подлинные предметы, рассказывающие о жизни, борьбе и достижениях крупнейшей общественной организации Тюменской земли.
Куратором выставки стала Наталья Войнова – председатель областного профсоюза работников культуры, человек с большим опытом музейной работы. Она привела несколько интересных фактов.
В начале XX века в Тобольской губернии проживало около миллиона человек, из них только четыре тысячи зарабатывали на жизнь наемным трудом. А первый коллективный договор в нашем крае был заключен задолго до того, как в России появились профсоюзы, – в конце XVIII столетия: «Актеры Тобольского драматического театра всей труппой пришли к хозяину и сказали: мы обязуемся выходить трезвыми на сцену, вести приличный образ жизни, а ты обязуешься платить нам столько, сколько мы указали в договоре». Хозяин, говорят, согласился.
В зале, посвященном дореволюционному периоду, нас встречают портреты купца Шешукова и купчихи Решетниковой – оба известны своей деятельностью на благо тюменского образования. Сегодня мы восхищаемся общественными зданиями, которые построили видные городские предприниматели. Тюмень обязана им училищами и гимназиями, театром и музеем… Но у всякой медали – две стороны. Обратная сторона купеческой щедрости – это тяжелый труд безвестных работников за мизерную плату без надежды на лучшее… В 1937 году известный художник Борис Иогансон написал авторское повторение своей картины «На старом уральском заводе» – оригинал хранится в Русском музее. Одетый в меха заводчик подобен самовластному феодалу, вольному казнить и миловать по своему произволу, его рабочие прозябают в нищете и бесправии. Увы, вряд ли живописец сильно утрировал…
В советское время полагалось обличать эксплуататоров‑крово-пийц, накрепко забыв об их добрых делах. Тюменский художник Гидонас Барилкис изобразил рабочих завода Машарова: мрачный цех, жар горячего металла, рабочие заняты делом, а господин в шляпе стоит, засунув руки в карманы… «Вспышка революционного негодования в 1905‑м произошла как раз на этом заводе, когда погиб от несчастного случая один из работников, – рассказывает Наталья Войнова. – Рабочие вышли с протестом, требовали 8‑часового рабочего дня, пособий по уходу за больными…». Чтобы унять революцию, царской власти пришлось пойти на многие уступки, в том числе разрешить профсоюзы, рабочие клубы и профсоюзные типографии. Но возмущение стихло не сразу. В 1906 году в Тюмени прошла первая майская демонстрация, а на заводе одного из предпринимателей, который категорически отказался сократить рабочий день с двенадцати до хотя бы десяти часов, волнения продолжались до 1908 года. События того времени нашли отражение в картинах тюменских художников: плещется красный флаг над колонной демонстрантов, рабочие слушают агитатора… Особенно интересны произведения самодеятельного автора Галкина. На его полотнах нет маевок и митингов, а есть просто старая Тюмень – тихая, уютная, патриархальная и удивительно чистая, словно идеальное видение безвозвратно ушедших дней… Тут же представлены орудия кожевенного производства, чугунная печь с завода Машарова, денежные знаки Российской империи, промышленные справочники, списки цен.
Следующий раздел экспозиции охватывает советский период, когда профсоюзы стали частью государственной системы. Наряду с экспонатами из фондов музейного комплекса в витринах представлены материалы из профсоюзных архивов – агитационные плакаты первых лет советской власти, членские билеты, приглашения на съезды и пленумы, вымпелы, знамена, награды передовикам производства и победителям социалистического соревнования, редкая посуда, украшенная изображениями тружеников села и социалистических строек. На картинах 40–60‑х годов мы видим трудовые будни тюменцев на заводах и верфях, в паровозных депо, счастливые улыбки, первомайские торжества – день борьбы за права рабочих в стране «победившего пролетариата» стал праздником, славящим партию и советский строй. Художники 80‑х воспели подвиг тюменских нефтяников. Скульпторы создали поэтизированные образы рабочих людей – трактористки, металлурга, девушки-строителя, ученика ремесленного училища…
Новейшая история профсоюзов представлена в самодельных летописях первичных организаций, альбомах и фотоотчетах, сборниках специальных документов, популярных и научных изданиях. Отдельные витрины посвящены наиболее крупным и активным профсоюзным организациям области. Всего их почти два десятка – профсоюз работников агропромышленного комплекса, электропрофсоюз, профсоюз авиационных работников, профсоюз работников здравоохранения… Как рассказал председатель Тюменского облсовпрофа Михаил Кивацкий, сегодня в нашей области (включая округа) действует больше 3000 первичных профсоюзных организаций, в которых состоят 800 тысяч человек. В следующем году будет отмечаться 110‑летие профсоюзов в России. Неудивительно, что в организации задумались о своей истории. Объявлено о создании «виртуального музея профсоюзного движения», где будут собраны в том числе оцифрованные материалы из личных архивов тюменцев. А реальная выставка в музее изобразительных искусств ждет посетителей до середины декабря.