У каждого из нас имеются любимые словечки, которые мы употребляем чаще всего. А есть такие, что коробят слух и оскорбляют эстетические чувства. Хотя, наверное, дело в контексте, где одно и то же слово может быть «высоким», а может низвергаться в бездну «подлого» стиля.
Какие же слова не нравятся коллегам по перу? Вот что показал опрос.
Валерий Иксанов: «Современная устная речь блёклая, невыразительная, оскопленная, лишенная образности. Это удручает. Что касается лексики, то надо разобраться со словом «элитный». Его следует вернуть в сельское хозяйство. Бывают элитные хряки, элитные породы КРС, элитные семена. А все, что касается людей, – «элитарное». Правда, вызывает улыбку, когда говорят о «региональной элите».
Владимир Лавриненко: «Мне не нравится, когда говорят «фотка» и «сфоткаться». Жаргонизмы простительны подросткам, но в устах взрослых людей отвратительны. Еще не люблю новомодное «селфи» (снимок самого себя). Недаром его окрестили – фотосамострел для олигофренов».
Екатерина Плетнева: «Не выношу переизбытка уменьшительных суффиксов. Когда мне говорят в парикмахерской: «Помоем головку», «Сделаем челочку на бочок», мне хочется встать с кресла и уйти».
Павел Белоглазов: «Затерлись слова «эффективный», «динамичный», «долговременный», «перспективный», «сильный». В них нет ни содержания, ни оценки – только какие-то физические параметры. Политическое пустословие держится именно на таких словах: эффективная работа, долговременные планы, динамичное развитие, перспективное направление, сильный лидер.
Сергей Шильников: «Плохо, когда журналистские материалы пестрят штампами: «черное золото», «голубое топливо», «воздушный лайнер», «кладовая нефти и газа» и т. п. Если уж берешься за какую-то тему, то сначала изучи ее, вникни в суть. С профессионалами (это касается любой отрасли) надо говорить на их языке».
Григорий Запрудин: «Раздражает отсутствие или ошибочное употребление знаков препинания. А еще когда говорят «триста» или «восьмиста» вместо правильного «трехсот», «восьмисот».
Вячеслав Девятков: «В последние годы представителями органов власти, образования и культуры активно используется слово «успешный». Создается впечатление, что на смену одним ценностям приходят какие-то другие, не связанные с личностью человека, его способностями.
Успех как мода – приходит и уходит, зачем придавать ему такое огромное значение? Был ли успешным Бродский или Пушкин? А Лермонтов, Вампилов? В чем состояла их главная жизненная цель? Неужели в том, чтобы тупо добиться успеха, какого-то внешнего эффекта?
На мой взгляд, жизненный успех важен, но также важен и нравственный императив, внутренняя самореализация человека в первую очередь».
Леонид Ткачук: «Не выношу ненормативную лексику, употребляемую часто и не к месту, особенно в молодежной среде. Это оружие, которое обнажается только в случае крайней необходимости. Еще мне не нравится слово «население» в речи чиновников‑управленцев. Считаю это признаком равнодушия к своему народу».
Тодор Воинский: «Зачем использовать иностранные словечки, если есть русский вариант? Например: креативный – творческий, селфи – снимок, сделанный самим, тест-драйв – пробная езда и т. п. По-моему, в этом случае люди просто «хочут свою образованность показать». Не люблю, когда говорят «короче». Это неуважение по отношению к собеседнику».
Юлия Конкина: «Не люблю слово «инновация». Оно становится абстрактным, опустошенным, когда речь идет о видимости деятельности. Но вполне уместно, если дальше следует его конкретизация».
Наталья Сканцева: «Объясните, почему так любят у нас выражение «о'кей»! Разве нельзя сказать по-русски: хорошо, все в порядке, ладно, идет, согласен?
Наталья Вайцеховская: «Мне не нравятся слова иностранного происхождения, которые в последнее время стали употреблять по отношению к той или иной профессии. Далеко ходить за примерами не надо. Возьмем хотя бы тех же рерайтеров и копирейтеров. Собственно, этой работой мы и занимаемся. Но неужели надо ломать язык, а заодно и напрягать мозг, чтобы попросту выразиться: мы переписываем тексты либо сочиняем текст на заданную тему».