Автор романа «Географ глобус пропил» Алексей Иванов побывал в Тюмени по приглашению книжного магазина «Перспектива» и провел несколько творческих встреч, в том числе в Технопарке Тюменского государственного университета со студентами и школьниками.
Среди них были участники акции «Тотальный диктант», текст для которого в этом году доверили написать именно Иванову. Молодые читатели хотели знать обо всем: откуда гость берет сюжеты, есть ли прототипы у его героев, какие книги он читает сам, и много ли зарабатывают писатели. Но разговор все время возвращался к «Географу…» – самому известному произведению Алексея Иванова.
Эту книгу он написал в 1995 году совсем молодым человеком. Издали ее восемь лет спустя, а в прошлом году на экраны вышел одноименный фильм режиссера Александра Велединского, что, как водится, резко подстегнуло интерес к первоисточнику. Тем более фильм собрал массу премий в России и даже пару за рубежом. Напомним: главный герой романа Виктор Служкин устраивается в школу учителем географии, но преподает кое-как, является на работу пьяным, играет с учениками в карты, влюбляется в девочку-подростка, а под конец ведет детей в поход, где дает им настоящий урок жизни… В фильме все так же – и совсем не так. Действие перенесено из 90‑х годов в наши дни, за кадром остались детские годы главного героя, некоторые сюжетные линии. Но писатель экранизацией доволен. Он уверен: при переводе с языка литературы на язык кинематографии потери неизбежны. И оправданны, если в итоге получилось достойное произведение. Пусть смысловой посыл фильма и вышел иным:
– В романе Служкин формулирует свое кредо: «Я не хочу быть никому залогом счастья и не хочу никого иметь залогом своего счастья. Но хочу любить людей, и чтобы люди меня любили тоже. Иного примирения на земле я не вижу». Служкин из романа ищет примирения, он ищет гармонии. Это было очень важно для девяностых, когда страна шла вразнос, люди не понимали, как жить. Они искали сочувствия, общности какой-то. В наше время главное – проблема утраты свободы. Фильм – о том, что человек хочет быть свободным. Виктор Служкин из фильма все время говорит о свободе. Ему советуют: «Держи свою жену на цепи». Он отвечает: «Я не умею держать ее на цепи. Я вообще никого не умею держать на цепи». Это важно. Служкин из фильма – это человек, который дарит другим свободу. Другое дело, что люди не умеют свободой пользоваться…
И еще одно: Служкин из фильма гораздо старше Служкина из романа. Просто потому, что на главную роль выбрали Константина Хабенского, а он уже не юноша. Но если «киношный» герой во многом отличается от книжного, то образы школьников, на первый взгляд, перекочевали на экран из 90‑х почти без изменений. Критики уверяют: сейчас дети не такие. Совсем не такие, настаивают юные участники встречи. Не такие, соглашается автор:
– В книге кончается тем, что школьники поддерживают Служкина как учителя и сохраняют с ним хорошие отношения. А в фильме школьники выкладывают видеокомпромат на Служкина, попросту говоря, предают его, и из-за этого он вылетает с работы.
Особый интерес вызвала фамилия героя. Если он Служкин, то кому служит? Да никому и ничему! Просто автор искал фамилию «не гордую». Не Орловым же герою быть, в самом деле. А противоречие с именем – Виктор, то есть победитель – придает его личности объем.
– В романе три внутренних круга кровообращения. История Виктора Служкина – учителя. История Виктора Служкина в походе. История Виктора Служкина – школьника. Каждый раз перед ним стоят одни и те же проблемы, каждый раз он их решает одинаково и каждый раз приходит к одному и тому же итогу. Он отказывается от того, что ему было нужнее всего на свете.
Служкин не копия автора, но его альтер эго. Об этом Иванов говорит открыто. Он с детства придумывал истории и мечтал стать писателем. Поступил на журфак Уральского госуниверситета, полагая, что учиться на журналиста почти то же самое, что учиться на писателя. Но быстро понял, что ошибся. На вторую сессию не пошел и был отчислен за неуспеваемость. Несколько лет работал кем придется – дворником, сторожем, лаборантом. Потом решил получить «образование, которое больше напоминало бы широкую эрудицию, а не узкую специализацию». И выучился на искусствоведа. Пока учился, написал роман «Общага-на-крови», взялся за «Географа»… Попутно работал гидом-проводником в турфирме, водил трудных подростков по горам и лесам, полюбил природу и историю Урала, что подтолкнуло его к написанию третьей книги «Золото Пармы» – исторического романа с элементами фантастики. Собственно, Иванов начинал как фантаст, хотя теперь фантастика интересна ему только в качестве литературного приема. В 1989 году он побывал в Юрмале на Всесоюзном семинаре молодых писателей-фантастов, год спустя журнал «Уральский следопыт» напечатал его фантастическую повесть. С тех пор Иванов не переставал писать. Но шанс издать книгу представился ему лишь тринадцать лет спустя:
– Этот шанс называется Леонид Абрамович Юзефович. Я принес свой роман в Пермское книжное издательство, от которого к тому времени осталась одна табличка. Редакторша, которая там работала, решила мне помочь. Она отдала мою рукопись Юзефовичу, а у него были знакомые редакторы, которые в то время как раз начинали новую книгоиздательскую программу. Так все планеты сошлись: пермский редактор Юзефович, московские редакторы, книжная программа. И я проскочил. А дальше пошло нормально.
Леонид Юзефович, долгое время живший в Перми, известен историческими детективами, прежде всего циклом повестей о сыщике Путилине. С его легкой руки у Иванова одна за другой вышли все три книги, был опубликован сборник ранних фантастических повестей, стали появляться новые романы, а параллельно – очерки об истории и современной жизни Урала. Замыслы были грандиозными:
– Мне очень хотелось рассказать об Урале сразу на всю страну. Я фантазировал, строил планы, но знал, что это дорого, и ничего не предпринимал. И вот в один прекрасный день мне позвонил Анатолий Чубайс. Он сказал, что ему очень нравятся мои произведения, и спросил, не может ли он мне чем-то помочь. Я говорю: «Да, я хочу снимать кино, дайте мне миллион долларов». Чубайс задумался немножко, говорит: «Можно я не сразу отвечу?» Он тогда возглавлял РАО «ЕЭС России». Там провели совещание и выделили мне миллион. Правда, в результате фильм стал стоить чуть больше двух миллионов. Но когда нашелся первый миллион, можно было и второй искать. Я сразу организовал продюсерский центр «Июль», который с тех пор реализует все мои проекты. Мы попробовали работать с телевизионщиками из Перми, потом из Екатеринбурга, привлекли одну московскую команду, и все они нам не нравились. Тогда я обратился к Леониду Парфенову. Я сказал: «У меня есть сценарий, у меня есть деньги, у меня есть идея, нет только вас». Он подумал, посмотрел свое расписание и согласился. У нас состоялось девять съемочных экспедиций, мы объехали гигантскую территорию. В 2009 году на первом канале вышел четырехсерийный фильм «Хребет России». Больше, как мне сказали, о провинции ни один канал не возьмет. Но материал остался, и я решил в придачу к фильму сделать красочную фотокнигу. Фильм и книга вышли примерно в одно время. Книга большая, специфическая и очень дорогая, но живет исключительно благополучно и успешно продается.
Нон-фикшн об Урале Алексей Иванов выпускает почти каждый год. Недавно увидела свет книга под названием «Ебург» – очерки о Екатеринбурге 90‑х годов. Не исключено, однажды дело дойдет и до Тюмени. Писатель признался, что никогда не ездит на творческие встречи просто так – только если попутно может уладить какие-то дела. Сейчас он выбирает тему для нового проекта. Возможно, этот проект будет посвящен истории речного флота. Или сибирскому картографу Семену Ремезову. Или атаману Ермаку. Посмотрим. Почитаем.