Я не люблю телевизионные фильмы – врут. В титрах указывают сценарий выдающегося классика, а от знаменитого соотечественника в сухом остатке имеем рожки да ножки. Ну хвостик, ну ливер. Мотив вроде бы «Яблочка», а текст не тот. Великий, скажут, режиссер, гениальные актеры. Ну, что ж, что позволено Юпитеру, то разрешается и быку, то есть мне, автору этих строк. Вот беру я творение любимого писателя и аранжирую. Слушайте сюда:
– Чуть повыше облака и несколько ниже орла! Незабываемое зрелище! Обратите внимание на художественность исполнения! Каждая буква величиною в метр и нарисована масляной краской! Давайте и мы увековечимся: забьем Мике баки!
Братан, который всё это выслушивает, вносит коррективу:
– Не баки, а знаки.
Поправка вполне справедлива: пока ещё можно найти в Тюмени дорожные знаки, находящиеся в девственной чистоте и светоотражающем исполнении. Но мало. В основном элементы, обеспечивающие безопасность движения, а заодно жизнь-здоровье земляков, размалеваны и расписаны. Нет, тут не выводят «Киса и Ося здесь были», прагматичные вандалы и хулиганы изображают лейблы фирм и контор – похоже, зарабатывают на этом.
Пространственное расположение знака не играет никакой роли. Рядом с моим домом на перекрестке улиц Самарцева и Салехардской расписан знак «Стоп», возвышающийся над тротуаром на значительном уровне. Это же надо было влезть! Интересно, как доставали живописца с верхотуры? Помнится, хохочущего расстригу Федора из «Двенадцати стульев» на пожарной лестнице увезли в психиатрическую лечебницу. Таковых в нашем регионе, кажется, транспортируют в Лебедевку. Едва ли оного транспортировали, скорее всего, пациент продолжает художества.
Особо не везет таблицам с расписаниями движения автобусов. Вот остановочный павильон на улице Мориса Тореза. Дощечка, расположенная внутри этой конструкции, даже несколько облагораживает интерьер. И вообще читать удобно. Сколько там ждать «двадцать первого»? Увы, вместо цифр усматриваю жирные иероглифы с червяками-кляксами, выполненные то ли маркером, то ли аэрозольной краской, может, просто фломастером. Так было. Потому что во избежание потрав, служители Гортранса повесили таблицы на недосягаемую рядовым деятелям граффити высоту. И снова слышу многочисленные жалобы горожан: текст просматривается, как туманность Андромеды, хоть телескоп пристраивай к оку.
Как сделать так, чтобы и овцы были целы и волки сыты, то есть, чтобы деятелям «искусств» было удобно малевать, а прочим гражданам было удобно (с сохранением нервов и здоровья), пользоваться общественным транспортом. Или не пользоваться – пешеходы тоже являются участниками движения. Идею фельетона подал руководитель областной общественной организации «Безопасные дороги Тюменской области» Павел Буйносов. Он и рассказал о сути вопроса.
Первые четыре дорожных знака общеевропейского значения просвещенное человечество изобрело в 1909 году, зарегистрировали в Париже. В СССР в 1927 году пользовались уже шестью знаками. А сегодня таковых – не будем утомлять читателя перечислениями – на наших улицах 320. И все нужны! Положенный срок службы каждого 10 лет. Увы, некоторые штуки и дня не продержатся. В зимнюю пору отдельно взятые селяне пользуют квадратные знаки в виде лопаты для снега, а круглые идут для засолки, ну аккурат под размер бочки. Заинтересованные лица всерьез ставят перед промышленностью вопрос: или знаки делать меньше, или – бочки больше. Во избежание конфликтных ситуаций.
В фототеке товарища Павла Буйносова есть карточка: один чувак полностью огородил свою усадьбу большими щитами-указателями – хоть тренаж по сдаче ПДД проводи в имении рачительного хозяина: налицо весь атлас разных там запрещающих, ограничивающих, информирующих…
Значительный урон дорожному комплексу наносится, когда охотники трубят утреннюю зорьку – то есть открывают промысловый сезон. Но ведь не каждый раз утреннюю зорьку отличишь от вечернего заката, и вообще день от ночи. Ведь сколько на радостях принято внутрь в честь встречи с коллегами по пуху и перу! Как водится, утки улетели, а патронташ полон. Бредут охотнички по обочине и расходуют боезапас. Понятно, стреляют по знакам «Обгон запрещен», «Крутой поворот», «Стоп», «Скорость – не более 10км…». То да сё. Обратите внимание, граждане: знаки от дроби – что дуршлаг под макаронами.
Вот вам сведения на закуску: ежегодно только на областных дорогах меняют 10000 знаков. Исходя из цены самого фрагмента и объема монтажных трудов, элемент обходится в 10 тысяч рублей. Умножаем на десять тысяч и получаем 100 миллионов выброшенных на ветер денег. Это только по региональным трассам, а ещё имеются автомагистрали федеральные и муниципальные. И тут Павел Буйносов продолжает:
– Порча казенного имущества в Англии карается тюрьмой. Тот, кто смотрел фильм «Мистер Питкин в тылу врага», запомнил. Тамошний армейский полковник захотел развернуть указатель в нужном для себя направлении. Офицера застукали. Приговор: рядовым на Восточный фронт! Вот это закон.
Повторюсь, в кино я не шибко верю. Имею собственные наблюдения. В Ишимской зоне мужики заметили: вот-вот сдали магистраль в эксплуатацию – наутро ни единого знака. Рабочие Ишимского ДРСУ и сотрудники местного ГИБДД устроили засаду – несколько ночей бдели. И застукали злоумышленника. Я, автор, присутствовал на заседании Ишимского городского суда. Говорит председатель:
– У вас в сарае при частном доме, что в поселке Майском, обнаружено 26 комплектов дорожных знаков: столбы со светоотражательными элементами, демонтированные вами, гражданин Мика, на Карасульском тракте. Вы зачем их откапывали?
– Зачем? – морщится подсудимый, невзрачный мужичок лет сорока. – Не надо ежели, так не откапывал бы…
– И все-таки, для каких целей?
– Не для себя. Зяме должен три столба, Федьке – шесть, о прошлом годе брал, когда заплот ладил, Михею Кривому – с десяток…
– Вы зубы не заговаривайте. Почему откапывали?
– Как, по чему? По ГОСТу, чтобы по голове не шандарахнуло. Это… техника безопасности…
– Подсудимый, что, не понимали, что ваши действия повлекли повреждение путей сообщения и средств сигнализации? Данное деяние могло привести к смерти человека… Статья 266 УК РФ… Наказываются лишением свободы на срок до восьми лет. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.
Злоумышленник вяло скривил губы и словно бы выдохнул зловонный табачный дым:
– Смерть лиц… скажете тоже… Мы тут годами всей деревней откапываем стояки. И никто не дал дуба…
На длительный срок деяния не потянули: прокурор просил 10 месяцев условно, судья скостил до шести. От двух сердобольных служительниц Фемиды круче и не ожидалось. Подобное наказание мой старый знакомый – экс-подполковник ГИБДД, ныне главспец городского Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Николай Максимов квалифицирует как «посадить на одну сметану или расстрелять горячими пирожками с яйцом и зеленым луком». Ясный перец, офицеру обстановка на дорогах известна. Всего с начала года на территории Тюменской области произошло 3206 ДТП, погибло 363 человека, травмировано 4494. В Тюмени произошло 1642 ДТП, 63 человека погибли, 2275 ранены.
Полагаю, по нашим городам и весям семимильными шагами прёт вандализм. Что это такое и чем его закусывают? В статье 214 уголовного кодекса прописано четко: «Вандализм, то есть осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах, наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей, или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до трех месяцев. Либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев. Те же деяния, совершенные группой лиц, наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет».
Судя по специфике иероглифов на инвентаре общественного транспорта, мы в самый раз имеем дело с группой лиц. Полагаю, наша доблестная полиция знает в лицо производителей жирных каракулей на дорожных знаках, расписаниях и таблицах. Потому что уж больно специфичен почерк (у компетентных служб существуют эксперты, графологи и прочая). Просто не хотят возиться. А если не знают злоумышленников, то это не есть хорошо.
В конце концов, давайте забьем Мике баки! Отберем на месте паскудства средства баловства – баллончики и маркеры. И извозюкаем его аэрозольной краской до пят, а затем выставим в огороде. Чтобы знал каналья, как муниципальную собственность портить.