Материнская песнь осени

Традиция отмечать во второй половине ноября День матери появилась в России уже в постсоветское время. Тюмень также вносит свою лепту в сценарий праздника. Нынче 19 ноября департамент образования администрации Тюмени (ул. Республики, д. 17, кабинет 205) приглашает на консультативный прием матерей, родивших и воспитавших пятерых и более детей, по поводу награждения медалью «Материнская слава».

Специалисты этого ведомства и городского управления социальной защиты населения по традиции ответят на все интересующие вопросы по оформлению документов для представления к награждению. Следует отметить, что медаль «Материнская слава» учреждена правительством области в октябре 2006 года и является одной из форм государственного и общественного признания заслуг многодетных матерей в воспитании детей.

Эта вечная тема, кстати, хорошо отражена в выставочной деятельности областного краеведческого музея, где во всевозможных хранилищах собраны предметы, рассказывающие о национальных традициях воспитания детей в семьях разных этносов, живущих в нашем крае, о многовековых устоях, связанных с материнством и детством, – в том числе у коренных малочисленных народов Тюменского Севера.

В музейные фонды предметы попали в разные годы из самых отдалённых сёл и деревень Юргинского, Аромашевского, Нижнетавдинского, Казанского, Ярковского, Шурышкарского, Белоярского, Нижневартовского, Тюменского районов… Экспонаты так или иначе несут на себе некую печать сакральности, связанную с рождением ребенка, будь то у народов ханты или манси, в русской или украинской семьях, в татарской или казахской. У представителей каждого этнического сообщества это всегда радость, большое событие.

209-3-5Интересно, что при всем различии и национальных особенностях те же колыбели, к примеру, у русских и татар, как правило, делались из дерева или его разновидностей (луба, ивовых прутьев, бересты), они были также в виде деревянных рам с нашитой холстиной и подвешивались к потолку. По древнерусской традиции новорожденного нередко заворачивали в отцовскую рубаху. Чтоб папаша крепче любил его, а скорее всего – из стародавнего представления о том, что одежда есть внешняя оболочка тела. Малыша мыли в бане – то была забота не только о физической чистоте. Тут и вера в целебную силу воды. Во время ритуала омовения приговаривали: «Не будь крикливым, не будь ревнивым, будь умным, будь угомонным, не будь жадным…». Младенца впервые укладывали в колыбель после крещения и при этом совершали ряд магических действий. Зыбку окуривали богородской травой с воском и клали в неё корень чертополоха – чтобы ребёнок рос спокойным. Мальчику подкладывали лучок со стрелой и кусочек хлеба (чтобы хорошим земледельцем был и промысловиком), а девочке – веретено с прялкой (чтобы работящей была).

В татарских семьях, в свою очередь, новорожденного клали в колыбель лишь после того, как ему исполнялось 40 дней – до того дитятке полагалось лежать на подушке рядом с мамой. Соску для малыша делали своеобразно – из соска коровьего вымени: сначала выдерживали в растворе соли, затем натягивали его на узкий конец рога и завязывали ниткой. Такая вот натуральная штуковина получалась.

Ханты и манси появившегося на свет ребёнка вначале обмывали водой и заворачивали в мягкие шкурки зайца или оленьего теленка, укрывали одеяльцем, сшитым из шкурок, снятых с утиных шеек. На одно такое одеяльце уходило около тридцати уток. Люльки у северных народов были двух видов – дневные и ночные. На них обязательно наносились изображения птиц сна – тетерева или глухаря. Рождение, как и многие другие события человеческой жизни, в традиционном представлении ханты и манси тесно связаны с «иным миром». Считается, что в нового человечка вселяется душа одного из умерших родственников. Немедленно выясняли, чья именно, и вместе с ней ребёнок получал и имя ушедшего предка.

Дети разных народов обязательно имели так называемые обереги, амулеты, подушечки, сшитые из яркой ткани, – все они защищали маленьких от злых духов. У русских такие функции выполняли крестик, передник, поясок, рубаха, надетая наизнанку, медвежьи когти и зубы… 209-3-3Татары оберегали своих малышей при помощи кристалликов медного купороса, стеклянных пуговиц, бусин синего, голубого цвета, ножей… Нередко мазали им щечки сажей (сажа – знак священного огня, с которым мать ребёнка как бы заключала договор – чтобы в момент её отсутствия он брал мальца под свою защиту). Северяне же обычно использовали в качестве оберега бисерный браслет – его надевали малышу на руку, чтобы он носил его до самого совершеннолетия.

…Слова родного языка, вобравшего всё богатство разума, мысли и чувства своего этноса, в уста новорожденного вкладывает именно мать – ей ежедневно, ежечасно приходится общаться с младенцем. А напевая колыбельную песню, она наполняет жизнь маленького человека духовной силой, ибо её пение выполняет также защитную функцию, охраняет покой и здоровье малыша. Тема материнства и детства в современной России – не только мартовская, но теперь и ноябрьская. А по большому счету это вечная тема. У каждого народа.


22198