Как всегда, под конец календарной осени в Тюмени открылся Всероссийский фестиваль архитектуры, дизайна и искусств – шестнадцатый по счету. В программе – традиционные конкурсы, творческие лаборатории, показ мод и, конечно же, выставки в музее изобразительных искусств.
Стартовал фестиваль интернет-конкурсом работ молодых архитекторов и дизайнеров. Заявки поступили со всей страны, в том числе из Хабаровска, Благовещенска, Пятигорска... Имена победителей жюри назовет 17 ноября, а до 16-го все желающие могут проголосовать за "лидера зрительских симпатий" на сайте www.idva.info. Главная же выставка-конкурс дизайнерских проектов «разбежалась» по фойе и коридорам музея. Там тесно и неудобно, но дизайнеры, как водится, приспособились, ведь их работа, помимо прочего, состоит в том, чтобы совмещать желаемое и возможное.
В России дизайн до сих пор остается развивающейся сферой – его не понимают, недооценивают, порой отрицают вовсе – но проектировщикам всегда есть дело, и чем выше класс специалиста, тем больше его рвут на части. И все же в Тюмень удалось залучить знатока мультимедийных технологий, доктора наук Илью Елинера, режиссеров-мультипликаторов Ивана Максимова и Наталью Березовую, художника и дизайнера книги, автора специализированной колонки на интернет-портале "Как" Елену Герчук, профессора Виктора Брагина из Уральской государственной архитектурно-художественной академии (УралГАХА), доцента Эмму Васильеву с кафедры дизайна костюма Омского государственного института сервиса… Оттуда же, из Омска, театр моды "Образ" привез спектакль "Пятое отражение". Директор Тюменского института архитектуры, дизайна и визуальных искусств Геннадий Вершинин сказал: "Это не показ тряпок. Это концептуальный спектакль". Вне конкурса. Демонстрировали постановку, как и конкурсные работы модельеров, в основном студентов, в малом зале драмтеатра.
Состоявшихся профессионалов не слишком интересуют конкурсы. Потому на главной выставке-конкурсе все меньше "взрослых" работ и все больше студенческих. Это не страшно. Фестиваль и задумывался для того, чтобы открыть студентам и выпускникам тюменской школы дизайна новые горизонты. Под "школой" понимается прежде всего колледж (училище) искусств и институт дизайна. Из стен этих учебных заведений в разные годы вышли признанные художники и дизайнеры – Александр Новик, Ольга Трофимова, Николай Пискулин, Александр Чемакин, Андрей Ердяков, Николай Макаров, Вячеслав Сизов… Художественность тюменского дизайна отмечают все, многие к этому качеству даже привыкли, но всегда найдется тот, кто, впервые увидев картины тюменских дизайнеров, воскликнет: "Не может быть! Это работы профессиональных живописцев и графиков!". Как воскликнула, посмотрев "художественный" раздел выставки, профессор УралГАХА Галина Гринькова. Многие дизайнеры умудряются совмещать работу с "искусством ради искусства", и на выставках им всегда дают себя показать. Тем более что неподготовленная публика любит изобразительное искусство и не совсем понимает дизайн с его концептуальными исканиями. На чисто дизайнерских выставках народу обычно немного. Это на вернисажах толпой роятся студенты. Фестиваль нужен прежде всего им, нужен российским вузам. Среди постоянных участников тюменского конкурса – учебные заведения из Екатеринбурга, Омска, Санкт-Петербурга, Москвы, Казани, Ханты-Мансийска…
Помимо проектов в области, скажем, индустриального или средового дизайна, на выставке представлены работы педагогов – учебные задания, призванные развивать у талантливых ребят не только практические навыки, но и проектное мышление. Так, серия заданий по пленэрной практике, разработанная профессором Еленой Улькиной и преподавателем Татьяной Манухиной, последовательно ведет студентов от конкретного образа ("Портрет растения") к постижению общих законов творчества ("Приемы композиции и понятие серии") и профессиональному мастерству ("Графические техники"). Лучшие задания – с 90-х годов до наших дней – представлены в первом сборнике "100 и 1 задание". Специально к фестивалю подготовили и сборник материалов фестивалей, конференций и круглых столов за последние годы, а также каталог персональной выставки Елены Улькиной "Художник и проектирование", открывшейся в рамках фестиваля.
В каталог включено интервью, которое Вершинин взял у Елены Николаевны много лет назад. Но рассуждения двух мастеров о дизайне не потеряли своей актуальности и сегодня. Чего стоят хотя бы слова: "У нас никогда не будет дизайна в западном смысле", "Ф. Шлегель говорил, что в искусстве равно опасно иметь систему и не иметь ее вовсе", "Хрустальная мечта всех авторов – спроектировать весь мир… Сделать среду обитания и функциональную, и стерильную, и на уровне искусства… Можно представить идеальный дизайн, но это уже смерть, потому что он не предполагает ничего непредсказуемого, случайного. Не остается места для поиска живой жизни. Нужна гибкая система, учитывающая открытия, импульсы по отношению к среде, окружающей человека". Елена Улькина училась на художника по металлу в Нижнем Тагиле, на промышленного дизайнера в ленинградской Мухинке, работала на Камском автозаводе, в Новгородском радиоэлектронном объединении "Волна", а в Тюмени вот уже два десятка лет остается преподавателем. "Всех восхищает и удивляет, как она умеет обратить студентов в свою веру, – говорит художник Михаил Гардубей, коллега Улькиной по педагогической работе. – Мы друг друга называем так: я – отец, она – мать". Как художник Елена Улькина заявила о себе инкрустациями из драпа. Ее уникальные куклы-цилиндры и панно на темы русских народных сказок в свое время произвели настоящий фурор. Эти работы и сейчас поражают выверенностью каждой детали, эмоциональностью образов, воплощенных в материале, от которого веет теплом и уютом. "Драпы" – визитная карточка художницы, но не менее великолепны ее воздушные, сложные, многоплановые рисунки карандашом, в которые можно падать, как в космос, и не достигнуть дна.
Нигде в России дизайнерам не устраивают персональные выставки, подчеркивает Геннадий Вершинин. Только в Тюмени. И наверняка будут устраивать дальше. Хотя энтузиазм прежних лет, когда казалось, что проектное мышление вот-вот победит повсеместно, уступил место спокойному, мудрому оптимизму: не стоит торопить события, все придет в свое время. Надо просто работать на будущее. Учить студентов, поддерживать выпускников и снова-снова-снова показывать людям, что настоящий дизайн призван не только украшать, но и улучшать жизнь, привнося в нее больше удобства и человечности.