Газ Западной Сибири пойдет в Китай
Во вторник в Пекине завершилась неделя Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Встречи проходили в разных форматах. В них участвовал 21 лидер, в том числе глава России Владимир Путин, США – Барак Обама, Китая – Си Цзиньпин, Японии – Синдзо Абэ. А также капитаны бизнеса стран АТЭС и других государств.
Пекин основательно подготовился к форуму. Дабы разгрузить мегаполис, пекинцам объявили недельные выходные. А чтобы «гости дышали свежим воздухом», приостановили работу десятков «вредных» предприятий.
Столичный транспорт перевели на особый режим (в частности, передвижение личных автомобилей регламентировали специальными правилами выезда по четным и нечетным последним цифрам госномера).
Несмотря на выходные и избавление от привычного смога, многие пекинцы оказались недовольны. Больше всего их раздражали ограничения, связанные с личным транспортом. «Этот регламент по четным и нечетным цифрам крайне неудобен. Саммит проходит в определенном месте, и зачем вводить ограничения по всему городу, совершенно непонятно», – жаловались они.
Не нравились эти правила и сотрудникам иностранных корпунктов в Пекине. Пресс-центры саммита находились не в центре города, и в тот день, когда твоя машина «невыездная», приходилось пользоваться общественным транспортом, теряя драгоценное время.
Впрочем, сами пресс-центры, расположенные в комплексе Национального конгресс-центра и конференц-центра в пригороде китайской столицы, уезде Хуайжоу на берегу озера Яньци, стоили того, чтобы до них все-таки доехать, замечает «Газета.ru». Для репортеров там, в общем, были созданы все условия. Журналисты работали в просторных залах, где был бесплатный Интернет, велись трансляции пресс-конференций; давали хороший китайский чай, над пресс-центром витал благородный запах кофе «в зернах» – верный признак солидной организации, к тому же в любое время можно было хорошо перекусить.
Словом, тепло, светло и мухи не кусают. В таких условиях обычно строчат новостные ленты и кропают заметки, где можно встретить всё, за исключением фактора присутствия, без которого приличного материала нельзя сделать в принципе. И тут уж выбирай – иметь ли в руках гарантированную синицу или все-таки ловить журавля.
На саммит АТЭС главы государств, правительств и ключевых ведомств съезжались заранее. В воскресенье, 9 ноября, в китайскую столицу прибыл Президент России Владимир Путин. Остановился в государственной резиденции Китая. Это комплекс утопающих в садах и рощах особняков, окаймленный каскадом прудов. Мелочей в таких делах не бывает, у российского президента самый большой особняк.
В этот же день сюда съехалось большое количество начальников крупных российских компаний, которые должны были подписать 17 соглашений с китайскими коллегами. До начала двухсторонних встреч журналистам открылся только министр экономического развития Алексей Улюкаев. Его спрашивали не про начинающийся саммит АТЭС, а про курс рубля и цены на нефть.
– Каким будет курс к концу поездки Президента России? – переспросил Улюкаев. – Курс будет верный.
Министр мог бы этим ограничиться, имел право после такой отточенной формулировки (пиар-директоры министерств и компаний годами ломают головы над подобными фразами, а господин Улюкаев, было видно, сам ее создал на ходу, замечает «КоммерсантЪ»). Но Улюкаев не удержался и пояснил по существу:
– С моей точки зрения, сейчас курс рубля ниже равновесного значения, довольно существенно ниже равновесного значения, которое можно определить на основе платежного баланса следующего года. При нынешнем курсе положительное сальдо текущего счета будет значительно выше, чем отрицательное сальдо капитального счета.
Алексей Улюкаев оглядел постные лица репортеров, которые сразу перестали понимать, о чем это он.
– То есть это есть показатель того, что рубль перепродан, что он сейчас слабее, чем его естественное значение, – великодушно пояснил министр.
Но тут кто-то не удержался и, не жалея себя, спросил, когда перестанут падать цены на нефть.
– Прогнозы цен на нефть – самое неблагодарное занятие на свете, – вздохнул Улюкаев и сделал прогноз: – Мы жили предшествующие десять лет с уровнем цены $100 плюс. Сейчас, я думаю, будем находиться $100 минус. А сколько именно до $100 …С моей точки зрения, все-таки немного больше, чем сегодняшние курсы.
Переговоры Владимира Путина с китайским лидером Си Цзиньпином происходили максимально пафосно. Встреча при входе в дом приемов резиденции: Президент России говорит, как приятно ему видеть председателя КНР, и хочет, пожав ему руку (не в первый раз за этот день), пройти дальше в зал переговоров, но сотрудники китайского протокола дают ему понять, что этого мало. Владимира Путина и Си Цзиньпина отводят под российско-китайские знамена, где они здороваются еще раз. Потом долго стоят молча, сжимая друг другу руку. Потом все-таки начинают движение в зал переговоров. Потом им дают понять, что они делают это слишком быстро. Лидеры замедляются. Потом следует знак ускориться…
Выступая на встрече с Си Цзиньпином, Владимир Путин сказал, что Россия и Китай должны придерживаться избранной линии сотрудничества, несмотря на изменения на мировой арене. «Чрезвычайно важным является взаимодействие России и Китая для того, чтобы удерживать мир в рамках международного права, делая его более стабильным», – заявил президент.
Ранее Владимир Путин и Си Цзиньпин обсудили возможность взаимных расчетов в юанях. «Значительное внимание было уделено теме взаимных расчетов в самых разных областях, включая такие чувствительные, как ВТС, в юанях, что будет способствовать укреплению юаня как резервной региональной валюты», – передает ТАСС.
В конце встречи Путин преподнес в подарок китайскому лидеру смартфон российского производства «Йотафон‑2». В него специально была загружена символика России, Китая и АТЭС.
Главным ньюсмейкером при подписании соглашений, безусловно, стал глава «Газпрома» Алексей Миллер. За несколько минут до начала церемонии он подошел к журналистам и сообщил, что сейчас будет подписано рамочное соглашение между «Газпромом» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией CNPC о поставках российского газа по западному маршруту.
Комментируя подписание меморандума, Алексей Миллер отметил, что в подписанных Россией и Китаем документах определяется, что «это направление становится приоритетным проектом газового сотрудничества». Определены основные условия поставок газа в Китай в объеме 30 млрд кубометров. Срок контракта определен в 30 лет.
«С учетом наращивания поставок по «западному» маршруту в среднесрочной перспективе объемы поставок в Китай могут превысить текущие объемы экспорта в Европу», – резюмировал Миллер.
«Поставки (по «западному» маршруту) будут осуществляться с месторождений Западной Сибири, это та же ресурсная база, которая используется для поставок в Европу», – уточнил он.
«Газпром» даже решил обойтись без аванса на строительство «восточного» маршрута. Отвечая на вопрос «Ведомостей», сможет ли «Газпром» справиться без китайского финансирования для строительства «Силы Сибири», Миллер заверил, что компания обладает всеми возможностями профинансировать проект самостоятельно.
«С учетом того, что мы достигли окончательной договоренности о цене, мы не рассматриваем возможность привлечения аванса как финансового инструмента для дальнейшего снижения цены», – подытожил Миллер.
Напомним, 21 мая Россия и Китай подписали газовый контракт на 400 млрд долларов на 30 лет, ежегодные поставки газа составят 38 млрд кубометров в год. Инвестиции в инфраструктуру со стороны России и Китая превысят более 70 млрд долларов. Сообщалось, что «Газпром» в рамках контракта получит от CNPC предоплату в объеме 25 млрд долларов, которые направят на строительство газопровода «Сила Сибири».
Изначально Россия и Китай обсуждали два маршрута поставок газа – «западный» и «восточный». «Восточный» маршрут предполагает разработку новых месторождений Восточной Сибири, в первую очередь Чаяндинского и Ковыктинского (Якутия и Иркутская область). От них будет построен газопровод «Сила Сибири», который соединится с газопроводом Сахалин – Хабаровск – Владивосток. В районе Благовещенска от трубы построят отвод в Китай. Поставлять газ также планируется с Южно-Киринского месторождения на шельфе Сахалина.
Второй, «западный», маршрут (газопровод «Алтай») ориентирован на поставки газа в Китай из традиционных месторождений Западной Сибири. Он предполагает поставку по трубопроводу из Ямало-Ненецкого автономного округа через Алтайский край на северо-запад Поднебесной.
Теперь ради показательного прогресса в переговорах о дополнительных поставках газа в Китай по «западному» маршруту, «Газпром» отказался от привлечения аванса в размере $25 млрд в рамках первого контракта. По словам источников, монополия не стала соглашаться на кабальные условия, рассчитывая на открытие западного рынка финансирования.
Однако предпосылок к улучшению ситуации пока не видно, а это значит, что «Газпром» может быть вынужден развивать приоритетное китайское направление в ущерб другим проектам – газопроводу South Stream и СПГ. Не говоря уже о нашумевшем ответвлении на Великобританию трубы от Nord Stream.