Не всегда вашему корреспонденту выпадает возможность прокатиться на репортаж в редакционной автомашине. Не беда, поскольку прогулка по свежему воздуху полезна для здоровья. ё
Самый короткий путь из Дома печати в центр проходит через третью городскую больницу. С недавних пор мой любимый маршрут обзавёлся бронзовой достопримечательностью. В больничном сквере, рядом с родильным отделением, красуется бородатый мужик при… стуле. Однако странное место для памятника выбрали земляки! И – странный атрибут. Хотя, вероятно, есть своя логика.
Во‑первых, память о пациенте. Как-никак сам Григорий Ефимович Распутин когда-то лечился здесь. «Кака-то сука пырнула ножом», – горько жаловался полуграмотный старец на безумную Хионию в телеграмме, посланной из Тюмени в столицу (нет резона не верить фактам, приведенным Валентином Пикулем). Во‑вторых, здесь располагается нынче родильное отделение.
Так что счастливым отцам, навещающим своих беременных жёнушек, можно по пути обратиться к легендарному мачо с молитвой о сохранении мужской силы для дальнейшего пополнения семейства. Тут и копия стульчика знаменитого присутствует – того самого венского стула из Покровского музея, чуть ли не единственного прижизненного предмета домашней утвари, сохранившейся с распутинских времён. Многочисленные посетители музея первым делом стремятся хоть на мгновение припасть к стулу, вернее, присесть на него, поскольку бытует легенда о его чудодейственном воздействии на повышение потенции.
Помнится, во время всероссийского фестиваля прессы ваш корреспондент по примеру столичных коллег тоже не удержался от соблазна принять «лечебную процедуру». На всякий случай. Пока вроде действует.
Смех смехом, а всё-таки осадок в душе оставляет во мне этот бронзовый персонаж в больничном сквере.
Слава Распутина в мире очень велика. Однако слава эта весьма своеобразна. В Египте видел собственными глазами ресторан «Распутин». А песня «Бони М» чего стоит! Частенько гремит в радиоэфире «Роу-роу, Распутин» (с ударением на последнем слоге). И с рифмой «лав мэшин». Что означает «машина любви». Вот и в Тюмени бани назвали тоже Распутинскими. С намёком на спектр услуг, что ли?..
Наверное, земляк наш был фигурой сложной. А кто прост? Даже наш Александр Сергеевич, «наше всё», и тот побушевал при жизни. Африканец! Однако не донжуанские качества великого поэта стали доминантой в его репутации. И соотечественники культивируют другой образ, лишённый налёта земной грязи. С Распутиным, похоже, иная история. Земляки в угоду расхожему представлению о Распутине как о пьянице и бабнике рады стараться – изобразили его на пару со стулом. Пожалуйте, мол, присядьте, господа, запаситесь потенцией для подвигов на любовном фронте.
А может быть, землякам, наоборот, пора вступиться за Григория Ефимыча? И расхожим сальным мифам противопоставить другой образ? Другую сторону его личности? Не со стулом его ваять, а с беспомощным мальчонкой на руках, к примеру. Ведь не докто-рам удавалось остановить кровотечение у царевича Алексея, а именно ему, сибирскому «очарованному страннику», простому мужику, обладающему необыкновенным даром целительства.
«Множество людей приходило к Распутину с просьбой помолиться за их дела, – читаю в архивах Интернета. – Ему присылали телеграммы и письма. Сохранилось немало телеграмм, содержащих эту просьбу. Но больше всего ценился прямой контакт с ним. Непредвзятые источники свидетельствуют, что при личной встрече он просто очаровывал людей своей особой уверенностью, умением поставить себя, доброжелательностью. Многие старики из его родного села Покровского в Тюменской области говорили, что главное в нем – доброта: “Он был добрый и хороший человек, зло о людях не говорил”.
Это подтверждают показания министра внутренних дел Протопопова: “… зло не говорил про людей, это мне нравилось…”, а также впечатления других людей, встречавшихся с ним. Граф С. Ю. Витте сказал о Распутине: “Поистине, нет ничего более талантливого, чем талантливый русский мужик, какой это своеобразный, какой самобытный тип! Распутин абсолютно честный и добрый человек, всегда желающий творить добро…».
Историк О. Платонов на основе капитального исследования документальных данных утверждает, что Распутин был искренним, преданным другом царской семьи и служил на благо России.
Изучая документы распутинских времён, убеждаешься в том, что многие его современники хорошо понимали смысл кампании, развернувшейся против Распутина. Ее цель – «скомпрометировать, обесславить, замарать наше время и нашу жизнь». Царский врач Е. С. Боткин (тот, что без колебаний принял мученическую кончину во имя своих подопечных) отметил: «Если бы не было Распутина, противники царской семьи и подготовители революции создали бы его своими разговорами … из меня, из кого хочешь».
Новый сериал о Распутине с Владимиром Машковым в главной роли внёс свою лепту в реабилитацию великого имени. Правда, кажется, маятник качнулся в другую сторону – противолежащую от климовской «Агонии». Но лиха беда – начало. Всё ближе к исторической правде. Эта правда, думается, где-то в сумме составляющих…
Вспоминается мне другая скульптура. Приезжая в Ишим, всякий раз с восхищением созерцаю памятник создателю Останкинской телебашни Никитину. Знаменитый наш земляк тоже изваян со стулом на пару. Но насколько уместен и оправдан здесь этот атрибут конструкторской работы! Знаменитый инженер, предлагая нам присесть, как будто говорит: «С лёту ничего не решается. Хочешь придумать что-нибудь дельное – придётся посидеть и хорошенько поломать голову».
Два памятника… Два стула… Такие разные…