Язык, как известно, является отражением мировоззрения и характера любого народа. Существенную роль в русской языковой картине мира играет лексика, соответствующая понятиям, особенно значимым для русского сознания и культуры. Сюда можно отнести такие слова, как дом, судьба, правда, душа и другие.
Представления о душе, сложившиеся в русском менталитете, полнее всего дают пословицы и поговорки, связанные с устной стихией. В наивно-языковом понимании душа была связана с нематериальным началом в человеке. Более того, она воспринималась как невидимый орган, локализованный либо в груди, либо под грудной костью. Каждый обладает уникальной, неповторимой душой. Сколько людей, столько и душ, и поэтому их удобно считать по душам («Дубровский владел 70 душами крестьян»).
Еще теснее связь души с Богом. Например: «Жив Бог – жива душа моя»; «Душа с Богом беседует»; «Смиренье – Богу угожденье, уму просвещенье, душе спасенье».
Интересно сопоставление души с храмом: «Свет в храме от свечи, а в душе от молитвы». Душа представляет собой неосвещенное пространство, где молитва – единственный источник света. В сознании народа душа по природе своей является темной. Но она может оставаться черной, а может стать белой. Следовательно, освещение души – не закономерность, а лишь предоставленная человеку возможность, реализовать которую должен он сам. Свеча – материальное начало – противопоставляется духовному – молитве. Но как то, так и другое ведет к свету – видимому (в храме) и невидимому, ощущаемому (в душе).
Природа души двойственна. С одной стороны, она является ограничителем потребностей ее носителя («Душа меру знает»), а с другой – своего рода «подстрекателем» этих желаний («Дай душе волю, захочется и поболе»).
Душа и тело противопоставляются, образуя при этом единое целое – человека. Их родство проявляется в возможности синонимии слов телогрейка и душегрейка. О том, что душа воспринимается как некий внутренний орган, свидетельствует и то, что, с точки зрения языка, она имеет «волокнистое» строение, состоит из фибр (ср. устойчивое выражение: всеми фибрами души).
Потребности тела кардинальным образом отличаются от потребностей души. Отсюда конфронтация этих двух понятий как двух начал – идеального и материального: «Что телу любо, то душе грубо»; «Душа прохладу любит, а тело жар».
Компромисса, или «золотой середины», здесь не может быть: «Телу простор – душе теснота»; «Тело в темноту, а душу на простор».
Тело и душа, будучи единством, тем не менее являются «врагами», т. к. абсолютное неприятие потребностей тела душой, и, наоборот, практически исключает вероятность гармонии: «Душе с телом мука»; «Грешное тело и душу съело!».
Согласно народным представлениям, человек жив до тех пор, пока в нем есть душа. (Ср.: Отошла душа к Богу).
Интересно отметить и такой факт, что душа, находясь в теле, пребывает в постоянном стремлении покинуть его: «Когда бы не зубы да губы, так бы и душа вон». Однако для того чтобы остаться там, ей необходимы минимальные условия: «Душа и редечкой напитается, а тело вологу любит».
Широко представлена в фольклоре оппозиция «душа – деньги»: «Пусти душу в ад, будешь богат».
Компонент «деньги» в таких случаях непременно сопрягаются с понятием «ад». Это связано с материальностью денег, которая порождает чувства, способные причинить душе вред: зависть, алчность, гордыня. Деньги и душа – понятия, стоящие на разных нравственных уровнях: «Деньги, что каменья: тяжело на душу ложатся»; «Деньгами души не выкупишь»; «У кого деньги вижу – души своей не слышу».
«Сыта душа не берет барыша» – под сытостью души подразумевается наполненность ее духовными качествами. Душе свойственно совершенствоваться, но возможен обратный процесс. И тогда душа перестает быть бессмертным, а главное – духовным началом. «Низкая душа» – говорят о человеке нечестном, способном на предательство. Таким образом, развитие души может происходить двумя путями: первый предполагает стремление материального к идеальному, второй – жажду материальных благ.
Душу можно сделать предметом торга: «Продал душу ни за овсяный блин»; «Продал душу ни за грош». Продать душу, согласно представлениям народа, значит лишить себя возможности после смерти попасть в рай. Святость – неотъемлемая составная стремлений, изначально должных присутствовать в душе. Этого нельзя добиться с помощью денег.
Душа может быть черной и белой. Такое разграничение, видимо, связано с оппозицией добро – зло. Середины тут нет. Чернота души в некоторых случаях может быть связана и с ее невидимостью. Для сознания человека темно все, что неизведанно: «Чужая душа – темный лес»; «Чужая душа – потемки».
По отношению к плоти в таких пословицах и поговорках душа по-прежнему находится в оппозиции: «Рожа крива (черна), да душа пряма (бела)»; «Рубашка беленька, да душа черненька».
Одежда здесь является обманом, завесой, за которой не видно «истинного» лица. И, наоборот, «белую душу» необходимо разглядеть за «кривой рожей».
Еще одно противопоставление – «душа – сердце». Причем эти концепты представлены и как оппозиция, и как пересекающиеся, дополняющие друг друга компоненты. Сравните: «Сердце душу бережет и душу мутит»; «Сердце – вещун, а душа – мера»; «Сердце – пестун, душа – дядька».
Легко заметить, что сердцу русский человек отдает пальму первенства, ведь оно является более проницательным, всеведущим. Отождествление сердца с вещуном дает право утверждать, что интуиция и дар ясновидения, умение тонко чувствовать поднимает сердце на более высокую ступень в том смысле, что душа перерабатывает информацию, идущую от сердца. Способность сердца мутить душу, т. е. приводить в неспокойное состояние, объясняется их взаимовлиянием. Но и душа может руководить сердцем: «Рад бы сердцем, да душа не принимает»; «Душа не стерпит, так сердце возьмет».
Если говорить о потребностях одного и другого, то, поскольку «душа всему мера», запросы ее скромнее: «Поругаться – душу отвести; подраться – сердце повытрясти».
Интересна и такая особенность этих органов: способность сердца и души одновременно теоретически находиться в разных местах: «Сердце в Волхве, душа во Пскове».
В целом же душа и сердце, выполняя совершенно различные функции, являются своего рода «собратьями», причем их взаимодополнению не мешает материальность одного и идеальность другой. Например: «Душа душу знает, а сердце сердцу весть подает».
Еще одна обособленная группа – пословицы со значением характеристики действий души: «Свищи, душа, через нос! Спит – хоть из пушек пали».
Храп в народной психологии соотносится со звуковым выражением присутствия души. Следовательно, наряду с бестелесным существованием душа обладает еще и способностью обнаруживать себя при помощи звуков.
Попытка связать действия, совершение которых характерно для тела с душою, нашла отражение в оборотах: «Гуляй, душа, нараспашку!»; «Ешь, душа (или: Пей, душа), – не хочу». Употребляются они в разговорной речи и носят шутливый характер.
Оппозиция «душа – судьба» немногочисленна. Доля в народной психологии – это то, что предопределено свыше: «Душа не без доли, мужик не без тягла». Непременной частью судьбы каждого является беда: «Мило, что душа, а горько, что беда».
Довольно частотна в русских пословицах тема семьи. Например: «Вся семья вместе, так и душа на месте». Интересно, что жена в семье отождествляется с душой: «Муж – голова, жена – душа». Очевидно, это связано с некоей сверхприродой женщины, с ее загадочностью. Однако с душой могут быть сравнены оба супруга: «Муж да жена – одна душа» («Муж да жена – одна сатана»).
Несколько иначе рассматриваются отношения между уже старыми супругами: «Покуда у бабы поспеют кныши – у деда не будет души». Родство душ в этом возрасте, видимо, ослабевает, и супруги перестают восприниматься как единое целое.
Следующая немногочисленная оппозиция «душа – еда, вино». Душа, оставаясь идеальной, все же испытывает потребности, свойственные плоти: «Где питько да едко, туда душа горит»; «Загорелась душа до винного ковша».Но как бы не искушало плотское начало душу, она остается чистой и хрупкой субстанцией («Руку, ногу переломишь – срастется, а душу переломишь – не сживется») и по-прежнему – всего дороже.