Год культуры внес значительное оживление в жизнь Тюмени. Муниципальные учреждения, работая в штатном режиме, внедряют новые формы проведения досуга. За Домом культуры «Тура», к примеру, прочно закрепилась репутация коллектива, возрождающего народные традиции, передающего социокультурный опыт современникам. Открытый в 2010 году на тюменской окраине на базе подросткового клуба «Прометей», этот «очаг культуры» согревает 26 тысяч жителей микрорайона «Тура».
В основе его работы заложен принцип социального партнёрства всех форм собственности на этой территории. Здесь функционируют 24 творческих объединения – студии раннего развития детей и детской народной песни, кружки, секции, танцевальные (народные и бальные), фольклорные, вокальные ансамбли, цирковая студия, клубы общения семей и старшего поколения «Серебряный возраст», хор, группа здоровья, кружок резьбы по дереву, воскресная школа и т.д.
А какие конкурсы проводятся здесь! Взять хотя бы «Таланты Туры», что вот уже семь лет собирают жителей округи. Театрализованные обрядовые программы (Рождество, Масленица и др.) проходят и в сквере «Казачьи луга» и на площади 400-летия Тюмени, и на других площадках. Творческие коллективы – нередкие гости в соседних деревнях, в школах, в детских садах. Стали традиционными концерты в госпитале ветеранов войны. Дворовый праздник «Родные улочки» любим жителями, как, впрочем, и множество других фестивалей.
В далёкое детство поможет нам перенестись этнографический проект под названием «Русская горница». Мы отправляемся в прошлое вместе с Зинаидой Полых, руководителем фольклорной студии, педагогом высшей категории. Ее коллективы участвовали в фольклорных фестивалях в Голландии, Австрии, США и Пуэрто-Рико. Зинаида Геннадьевна открывает двери, и путешествие в русскую старину начинается…
Небольшое помещение изобилует бытовыми и обрядовыми предметами русского прошлого. Вот старинные прялки, на одной – шерстяная куделя, нить, веретено... Словно пряха на время покинула горницу. Корыто, стиральная доска, гладильные катки, ложки выполняют не только роль экспонатов, но и музыкальных инструментов во время обрядовых празднеств. Гармошка, балалайка, даже исправный патефон с пластинками, часы с гирьками, мотовило, самовары, утюги, сундуки, вышитые полотенца и шторы, связанные крючком скатерти, прошвы и даже колыбель – всё это из детства людей старшего поколения.
Для стариков – воспоминания, для молодёжи – экзотика. А вот и огромная ступа с деревянным пестом! Кажется, вот-вот появится Баба-яга и улетит в трубу русской печи, где и полешки лежат наготове. На шестке чугунок, рядом покоятся ухват и сковородник. На гвоздике висят лапти, домотканые половички, коромысло, серп. Милая сердцу русская действительность чарует своей первозданностью. Зинаида Геннадьевна с теплотой рассказывает о своем рукотворном детище. Музей «Русская горница» открыт в октябре 2012 года и пополняется все новыми и новыми экспонатами, которые дарят музею тюменцы.
– Мы набираем деток с трёх лет в группу «Ладушки», – рассказывает педагог, – даже не выговаривая отдельные слова, малыши поют народные песенки, играют на деревянных ложках. Наш девиз: «Связь поколений», поэтому коллектив «Потешки» собирает школьников, которые здесь изучают традиции русского народа. Ансамбль «Ленок» объединяет молодёжь. Он – неоднократный лауреат фестивалей и конкурсов различного масштаба. Нынче ему исполнится 20 лет.
Многие ученики Зинаиды Геннадьевны продолжают дело своего наставника. Солистка «Ленка», выпускница академии культуры Олеся Алексеева, например, возглавляет детскую студию народной песни. Собирает «Русская горница» и представителей старшего поколения. Возраст участников театра народной песни «Свекровушка» от 30 до… 80.
В танцевальном коллективе «Радуга» (руководитель Надежда Лукашик), в хоре «Казачьи луга» (руководитель Сергей Карнаухов) задействовано много разновозрастных исполнителей не только из микрорайона, но и из других уголков Тюмени. Культурное наследие нации не должно кануть в Лету.
Жители микрорайона признательны депутату городской Думы Альбине Селезнёвой, лидеру ТОС, основательнице Дома культуры и участнице хора. За ее активную жизненную позицию, за неутомимую работу по формированию социокультурной среды, за организацию досуга. Вклад Альбины Михайловны в развитие микрорайона поистине велик.
Дом культуры любит принимать гостей. Нередко совет ветеранов Ленинского округа отмечает здесь праздники. Многие до сих пор вспоминают нынешний День пожилого человека. Гостей встречали величальными песнями, плясками под гармонику. Отведав вкусный обед, насладившись чашкой крепкого чая, ветераны с удовольствием посмотрели концерт. Аплодисментов хватило всем артистам, особенно солистке Олесе Алексеевой. Залихватский свист с казачьим переплясом и комическими сценками в исполнении мужского ансамбля «Атаманский причал» запомнится надолго. А когда артисты и гости вместе спели частушки, стало понятно, что никакой Интернет не заменит живого общения.
Недавно президент страны говорил о том, насколько серьёзна эта несерьёзная самодеятельность. Это действительно не развлечение. Любое общество формируют прежде всего традиции, идущие из глубины веков.
На заключительном концерте традиционного смотра-конкурса «Рубиновый микрофон» выступал с приветственным словом наш знаменитый земляк, ветеран Великой Отечественной войны, орденоносец Василий Малков. К сожалению, это было одно из последних его выступлений. К осени старого фронтовика не стало. В мою память крепко-накрепко врезались его слова, обращённые, думается, не только к тем, кто дарил своё творчество зрителям. «Утверждать, что народное творчество – всего лишь «развлекаловка», в лучшем случае могут глупцы, – сказал тогда Василий Прокопьевич, – в худшем – негодяи!». Припечатал крепко, по-фронтовому. Жаль только, обращался он к полупустому залу. Дело в том, что многие наши фестивали проходят для галочки. Недоработкой организаторов стало, на наш взгляд, прежде всего то, что не было на том конкурсе ни школьников, ни студентов, для которых концерт ветеранов мог бы стать внеклассным уроком, примером сохранения народной культуры. Самодеятельные артисты пели для жюри и… друг для друга.
В материале нашего нештатного автора Светланы Ерофеевой ощущается наличие той же позиции: народное творчество, народная самодеятельность – это не развлекаловка, это очень серьезно.