«Золотой шов» над фарватером

Ночью над Турой соединились пролетные строения обоих берегов – монтажники осуществили технологический процесс, называемый «надвижка». И в настоящий момент электросварщики Константин Еремин, Александр Бывальцев, Сергей Кольчугин и Георгий Волков готовят кромки соединяемых конструкций под сварку.

«Пашет» полуавтоматический агрегат, похожий на крупного ежика, но за ним глаз да глаз нужен. Острый пламенный язык «ежа» легко плавит железо. Тут же замечаю старого знакомого, начальника участка №1 Юрия Евдокимова. Момент торжественный. Даже бело-голубой фирменный флаг генподрядчика (ООО «Мостострой-12») полощется над эстакадой. Знаменосец – старший бригадир Николай Залисский, крупный, плечистый, энергичный. Он – основатель династии мостостроителей, да и сын его, Виталий, тоже бригадир, здесь же, на объекте.

А «золотой шов» состоится чуть позже, наверное, по той причине, чтобы пишущая братия не мешала. Я сам тут путаюсь под ногами. Пока что коллеги, смотрю, пытают генерального директора завода «Тюменьстальмост» Станислава Кушнаренко. Это его фирма изготовила все конструкции, которые в настоящий момент не счесть: под нами, сверху, справа, слева – всё до последней шайбы делают на заводе.

Станислав Григорьевич дает обстоятельные ответы, заодно благодарит монтажников.

– Вы подгадали с важным моментом строительства моста как раз к пятилетию «Тюменьстальмоста», – жмет руку мостовикам. – Спасибо!

Пока суд да дело, прохаживаюсь вдоль моста – земляки именуют его Челюскинским. Он построен в 1961 году, к ноябрьским праздникам открыли движение. Но тут обнаружилось, что русловое пролетное строение исполнено из металла не той марки. Акт о госприемке комиссия подписала через два года под личную ответственность первого секретаря обкома КПСС Б. Щербины, железнодорожника по образованию. 205-3-4Однако в 65-м мост поставили на реконструкцию. Без капитального ремонта прослужил до февраля 1984 года, дальнейшая эксплуатация стала опасной. Отремонтировали, металлоконструкции поставил «Курганстальмост». Следующая реконструкция состоялась в 1995 году.

Я общался со специалистами городского предприятия «Гормост», обслуживающего объект. По их словам, мост находится в хорошем состоянии, но, увы, не справляется с транспортным потоком: в часы пик на подходах вечные пробки. По уровню автомобилизации Тюмень давно обогнала Москву. Теперь пропускная способность существующего перехода увеличится вдвое. Правда, лишь после того, как «заработает» мост-дублер. Он уже пересекает Туру под углом 85 градусов, то есть слегка наискосок к уже существующему мосту, и свяжет улицу Иртышскую с улицей Челюскинцев.

Полная длина моста – 340 м. Ширина проезжей части – 9,5 м, тротуара – 2,25 м. Судоходный габарит принят шириной 100 м, высотой 10,5 м. Проектом предусматриваются разборка и восстановление лестничного схода набережной. Предполагается, что по новому четырехполосному мосту будет организовано движение из Заречного микрорайона в центр города. В обратном направлении транспорт будет двигаться по старому мосту.

В проектном эскизе готового объекта нет арок, которые на сей момент придают некоторый архитектурный облик.

– Нет, арок не будет. Вообще-то, шпренгель называется, – поясняет начальник участка Юрий Евдокимов. – Уже идет демонтаж. Шпренгель нужен был в момент надвижки, чтобы пролетное строение «не клюнуло» под собственным весом.

Под мостом-дублером стоят 5 опор – четыре пролета над Турой, в том числе судоходный. Видел, как делалась опора №5: забивали железобетонные сваи диаметром 600 мм в количестве 24 штук. Другие опоры держатся на буронабивных сваях диаметром в полтора метра, погруженных в глубь земли на 30 метров. Кстати, дно здесь твердое, а не бездонное болото, как в недрах улицы Монтажников, где эти же монтажники достраивают путепровод над Транссибом. Показывали мне образцы, взятые со дна котлована за шпунтовым ограждением «Ларсен-5». Ей-богу, это не глина, а чуть ли не базальт.

205-3-1– Даже машинам было не по зубам, – рассказывал, смеясь, прораб Петр Старцев, – в ход пошли ломы и лопаты. У нас, видите, мужики здоровые.

…А вот бригада монтирует каркас ригеля – сложнейшая арматурная конструкция. Здесь много вахтовиков из Украины: Херсон, Черкассы, Сумы, Полтава, Днепродзержинск, Николаев. Даже целую бригаду из Киева встречал. Прикалываюсь над монтажником из Днепропетровска:

– Значит, вы – дружбан губернатора Коломойского?

– Идет он лесом! – морщится бригадир. – В отпуск приезжаешь домой – и тебя приглашают в карательный батальон для войны в Донбассе, обещают 500 гривен в сутки. Другой работы на Украине не найти, но воевать с братьями мы не станем никогда. Надо же семью кормить, вот и пашем на Туре.

Видел я тут ребят из Западной Украины. В частности, из Хмельницка и Житомира, ведь не всем нравится участвовать в АТО. Само собой, среди вахтовиков больше россиян: Алтай, Омск, Курган, Томск, Новосибирск, Екатеринбург… Испокон веков говорили: дорога строится миром.

Понятно, всех интересует, когда будет готов мост-дублер.

– Сейчас начнем монтировать переходные железобетонные плиты на правом берегу – от шкафной стенки и далее, – вводит в курс Юрий Евдокимов. – Что на левом берегу? От шкафной стенки и ближайшего светофора (автобусная остановка «Луговая») ведем отсыпку автодорожного подхода. Там закавыка: подлежат сносу два дома – вопрос нелегкий. Поэтому подход решено сдвинуть ближе к существующей дороге. Короче, будет времянка.

– Выходит, объект сдадите только в будущем году? – спрашиваю я.

205-3-2– Можно и в этом. Мы-то, монтажники, все сделаем в установленные руководством сроки, которые короче контрактных. Все праздничные дни занимались гидроизоляцией эстакады, монтажом переходных железобетонных плит, шпренгель демонтировали.

– Вот бы вы меня на этом шпренгеле сверху сфотографировали, – вклинивается в разговор старший бригадир и знаменосец Н. Залисский.

Увы, Николай Иванович, нам не по карману – это же вертолет надо заказывать для натурной съемки. Зато у нас в кадре геодезист Андрей Коноплицкий – ну, от земли человек. В настоящий момент ведет подготовку трассы для электрического кабеля под улицей Челюскинцев. Чем только не приходится заниматься мостостроителям: тут и ливневки, и канализация, теплосети, линии связи, газопроводы…

– Наша, так сказать, железная часть не подкачает, – заверяет Залисский, – а остальное зависит от погоды.

Что ж, флаг уже в руках. Добавим: в надежных.


22142