В Тюменской филармонии прошел концерт Венского Филармонического Штраус Оркестра. Гордость австрийской культуры, продолжатель традиций репертуара, который исполнялся во времена Иоганна Штрауса, коллектив создает в зале неповторимую атмосферу музыкальных салонов.
Основанный в 1966 году, он собрал в своих рядах лучших исполнителей европейской школы и эту марку держит до сих пор. Его первым дирижером стал Эдуард Леопольд Штраус, наследник легендарной династии, сохранявший ее принципы в искусстве в XX веке. В Тюмени за дирижерским пультом стоял Андраш Дик. Впрочем, стоял за пультом – не совсем верное словосочетание. Он пританцовывал, заигрывал с публикой и музыкантами, а следить за его мимикой было не менее увлекательно, чем слушать музыку.
Для тюменского концерта подобрали произведения, которые у всех на слуху. Не надо быть страстным меломаном, чтобы знать «Маленькую ночную серенаду» Моцарта. Почему-то именно ее чаще всего играют на разных вечерах, не всегда имеющих прямое отношение к классике. Или Симфония № 40 того же Вольфганга Амадея. Не все точно помнят ее название, но стоит прозвучать первым аккордам, тут же улавливают знакомые ноты.
Программа условно была поделена на три части – классика, романтизм и произведения Иоганна Штрауса. При этом, чтобы не утомлять зрителей, некоторые сочинения исполняли частично. Так, в Симфонии № 40 прозвучала только первая часть, а в Симфонии № 45 Гайдна «Прощальной» – финал. Обычно этим произведением концерты и завершаются, а здесь его поставили в середину. Но это не помешало воплотить идею автора – во время игры музыканты постепенно встают и уходят, а музыка не прекращается, даже когда сцену покинул дирижер и осталось всего два человека. А затем они вернулись, чтобы продолжить выступление еще одной знаковой мелодией – увертюрой к опере Россини «Вильгельм Телль». Первое отделение завершилось Венгерским танцем Брамса.
Второе отделение было отдано музыке Штрауса. Здесь зрителей ждали сюрпризы, во время исполнения польки «В Крапфенвальде» им предлагалось поучаствовать в своеобразной импровизации. Хотя на самом деле все это прописано в партитуре композитора, но обычно исполняется самими оркестрантами. У нас зал радостно стал подрожать кукушке под руководством дирижера, а в польке «Гром и молния» старательно имитировал шелест дождя. Немного непривычно для концерта классической музыки, где оркестр и дирижер на сцене, а в партере только слушатели и никак не участники. Однако в этом и заключаются традиции коллектива, играющего так, как было при Штраусе. Композитор ломал все стереотипы, в его произведениях часто появлялись посторонние звуки, но это только на первый взгляд. Они прекрасно вплетаются в канву всего сочинения. И щебет птиц, и мычание коров, и выстрелы за сценой в польке «Охота».
Когда я просматривала программу концерта, то очень удивилась, что в ней не было «Голубого Дуная». Его приберегли на десерт, как самое изысканное блюдо, как символ Вены. После выступления оркестра, уж точно никто не скажет, что классическая музыка – это скучно. Все произведения слушали на одном дыхании и еще долго не хотели расставаться с полюбившимися за один вечер музыкантами и их непосредственным эмоциональным, с прекрасным чувством юмора, дирижером. Андраш Дик по-русски произнес всего пару слов, но его все прекрасно понимали.