Взволновались охотники, обсуждая постановление губернатора Тюменской области № 96 от 7 августа текущего года, определившее сроки осуществления охоты, значительно сокращённые по сравнению с установленными федеральным правительством Правилами охоты.
Согласно постановлению жители нашей области смогут охотиться на лося с 1 ноября (а не с 1 октября, как определено Правилами), на кабана – с 1 ноября по 8 января (а не с 1 июня по конец февраля), на косулю – с 1 ноября (а не с 1 октября), на зайца – с 15 ноября по 31 января (а не с 15 сентября по конец февраля), на боровую дичь – с 15 ноября (а не с третьей субботы августа), на водоплавающую дичь – с последней (а не с третьей) субботы августа. Сокращены сроки охоты на волка, лисицу, енотовидную собаку, на других пушных животных. При этом на закреплённых угодьях установлены свои сроки охоты.
Получается, тюменских охотников лишили возможности осуществлять право на охоту, провозглашённое федеральными законами, в сроки, установленные федеральным законодательством (Правилами охоты). В связи с этим возникает два вопроса. Первый – для чего это сделано? Второй – законно ли ограничены права десятков тысяч охотников?
Как сказано в постановлении, оно принято "в целях обеспечения сохранения охотничьих ресурсов и их рационального использования". Цель вроде бы благая, слова правильные, и спорить не о чем! Но хотелось бы конкретики. Что, в области катастрофически снизилась численность практически всех охотничьих животных или произошли природные катаклизмы, и народу нужно не охотиться на зайцев, а, как дед Мазай, спасать их?
Официальные данные и отчёты Госохотуправления свидетельствуют о том, что с численностью всё в порядке, с браконьерами борются. Может, контролирующие охоту органы подверглись тотальному сокращению штатов, техники и бюджета и не в состоянии выполнять свои функции в установленные федеральным законом сроки? Но никто из руководителей контролирующих органов об этом не заявил, не посыпал голову пеплом и не написал заявление об увольнении в связи с невозможностью (или неспособностью) работать. Закрадывается крамольная мысль, что цель постановления – облегчить жизнь и повысить показатели работы контролёров. Зачем мотаться по угодьям и ловить браконьеров, если можно просто "не пущать" в угодья законопослушных охотников, превращая их в браконьеров поневоле? Пусть, мол, попробуют поохотиться на зайца или боровую дичь с 15 ноября, это их проблемы!
С вопросом о законности сокращения сроков не так всё просто, как и с нашими законами. Но в законе "Об охоте …" прямо сказано, что все ограничения охоты (в том числе определение сроков охоты), требования к охоте на различные виды животных, к охоте с собаками, к отлову и отстрелу, а также иные параметры охоты устанавливаются Правилами охоты, которые утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Введение ограничений на охоту и изменение сроков к полномочиям органов власти субъектов РФ не относится. Однако в законе есть некоторые противоречия, косвенно позволяющие обращаться с ним, как с дышлом.
Тем не менее убеждённость в незаконности ограничения сроков охоты, основанная на всестороннем анализе законов, имеется. По этому вопросу Тюменский областной союз охотников и рыболовов обратился в областную прокуратуру. В своем ответе прокуратура сообщает, что постановление принято в пределах установленной законом компетенции в соответствии с федеральным законодательством, однако она усмотрела нарушение закона в установлении разных сроков охоты для закреплённых и общедоступных угодий. По этому поводу прокурором области принесён протест, на который областные власти пока не отреагировали. По имеющимся сведениям, прокуратура намерена обратиться в суд.
Тяжело добиваться справедливости, однако вопрос, затрагивающий права и законные интересы десятков тысяч охотников области, нужно решать! Но один в поле не воин, и чем больше охотников будут в установленном законом порядке защищать свои нарушенные права, тем скорее наступит результат.
Михаил МАКЛЕЦОВ, председатель правления Тюменского областного союза охотников и рыболовов.