Елена Яковлева: «Мне не страшно играть пенсионерку»

Елена Яковлева снова принимается за расследования! Но на этот раз никаких погонов и табельного оружия – только верная собака и сосед-разведчик на подхвате. Смотрите детектив «Любопытная Варвара» на телеканале «ТВЦ» – с 4 ноября уже знакомые серии, а с 10-го – премьерные! О новой роли, настоящих друзьях, семье и простых женских радостях мы поговорили с актрисой.

Про людей и про собак

– Елена, в сериале «Любопытная Варвара» вы играете бабушку двоих внуков, бывшую учительницу, а ныне пенсионерку. А не рановато ли вас в пенсионерки записали?

– Ну, в жизни бывает всякое. Смотришь – кажется, мама ребеночка в коляске катает, а на самом деле это ее внук. Поэтому ничего страшного в том, что я играю бабушку и пенсионерку, нет. Знаете, после роли Ванги мне бояться нечего.

А вообще моя Варвара Ивановна – персонаж очень любопытный. Моя любимая героиня, связанная с детективами, – это, конечно, Каменская. Но в «Любопытной Варваре» мне хотелось сделать что-то совсем другое, раз попался такой интересный материал. И вот совместно с режиссером, художниками по костюмам, художниками по гриму мы поработали, и получилось нечто, может быть, похожее на мисс Марпл, хотя мы на нее не ориентировались. Впрочем, лет через десять-пятнадцать, наверное, Варвара превратится в мисс Марпл. (Смеется).

– На съемочной площадке у вас были замечательные партнеры – Андрей Кузичев, Дарья Волга, Юрий Нифонтов, Виталий Хаев, сыгравший вашего соседа, бывшего разведчика, и другие. Но я вот про кого хочу спросить: как вам работалось с замечательной собакой Веткой породы вельш-корги, которая по сюжету была любимицей вашей героини?

– Прекрасно работалось! А вы знаете, что она узнала меня, хотя мы достаточно долго не виделись? Дело в том, что вторую часть сериала мы снимали этим летом, а первую – гораздо раньше. И вот мы с Веткой снова встретились, и оказалось, что она меня помнит! Меня потрясло, что у собак такая хорошая память. Казалось бы, ну что – вновь встретила тетку, которая иногда мешала ей на площадке, толкала куда-то к неинтересному ей месту, просила что-то сделать. А Ветка помнит меня и любит, что очень приятно. Не могу не отметить, что она изменилась, похудела, стала выглядеть лучше, грациознее. Настоящая звезда все-таки!

– Общаться с животными вам не привыкать – знаю, вы сама большая любительница собак…

– У меня четыре собаки – хаски, лабрадор, немецкая овчарка и йоркширский терьер. Живут они все не в московской квартире, а в загородном доме, так что им там хорошо, есть где разгуляться. Я по ним очень скучаю. Правда, маленький йоркширский терьер Юстус – путешественник, постоянно ездит с нами. Получается, с ним видимся постоянно. А вообще я без своих собак не могу – они настоящие друзья, искренние и любящие.

– Раз мы заговорили о дружбе: а подруг у вас много?

– У меня, наверное, не было возможности завести много подруг. Мой папа был военным, поэтому мы все время путешествовали. Я всякий раз меняла школы, каждый раз была новенькая в классе, заводила новых подруг. Поначалу переписывалась и с предыдущими, а потом все потихоньку сходило на нет. А сейчас главное – работа, семья.

Немного критики

– Как, по-вашему, стоит ли дома говорить о работе? Вы с родными – мужем Валерием Шальных и сыном Денисом – обсуждаете свои роли, фильмы в семейном кругу?

– Я, конечно, интересуюсь, прежде всего, мнением мужа, как это выглядело на экране с его точки зрения. Валера может сказать: «Ну да, неплохо». Или «Можно было и не сниматься». Или еще что-то. Я сама необъективна по отношению к себе. Мне, скорее всего, не понравится то, что я увижу. Пойму, что можно было сделать лучше. В общем, если бы да кабы… Ну так часто бывает в современном кино. Продюсеры стараются ускорить съемочный процесс, а спешка влияет на качество. Но когда мы соглашаемся сниматься, всегда ждем, что что-то произойдет. Мне не верится, что актеры работают только ради денег. Все равно есть надежда, что получится какой-то интересный образ, за которым будет интересно наблюдать. Главное, чтобы потом эти надежды и ощущения на экране оставались.

– Фильмы и сериалы со своим участием и вообще телевизор смотрите?

– Если получается, то да. Вот, например, перед нашим с вами разговором у меня выдалось свободное утро. Я включила телевизор и… Мне кажется, что год назад в принципе было то же самое, я это уже где-то видела. Разве что люди, которые появляются на экране, все стройнее и стройнее выглядят (Смеется).

– А за кинопремьерами следите?

– Конечно. Если есть возможность, обязательно иду в кино. Или смотрю все уже на диске. Сын, кстати, интересуется всеми премьерами и нам с мужем советует, на что обратить внимание, покупает нам диски.

– Что из последнего вас наиболее впечатлило?

– Недавно посмотрела «Трудно быть богом» Алексея Германа. И, надо сказать, я потрясена. Мне безумно понравилась работа Леонида Ярмольника. Мне казалось, Герман как художник немножко устал в последнее время. Но тут… Мне даже было жалко, что эта довольно-таки длинная картина закончилась, потому что хотелось еще посмотреть. Поэтому просто «Браво!». К сожалению, это была точка, Германа не стало. Но какая это фантастическая точка!

О сыне и женских радостях

– Быть ребенком известных родителей – ноша довольно тяжелая. Я читала в ваших интервью, что сын Денис довольно непросто переносил мамину популярность. Сейчас уже привык?

– Не очень. Ему хочется быть самостоятельной личностью, чтобы его ни в коем случае не воспринимали как сына известных родителей. Думаю, со временем это пройдет, станет проще.

Денис живет отдельно, но мы каждый день созваниваемся. И удивительно, сейчас даже чаще общаемся, чем когда жили вместе. Хотя так, наверное, бывает у всех детей с родителями.

– Сын взрослый и самостоятельный, в профессии вам уже не нужно никому и ничего доказывать. Теперь самое время больше времени уделять себе, простым женским радостям. Получается?

– Я пытаюсь простые женские радости совмещать с работой. Конечно, целый день этому отдать – такого нет. Но если я езжу на гастроли в какой-нибудь город и в гостинице или рядом есть хороший салон, то обязательно посещаю его. А потом вечером иду играть спектакль – довольная, что посвятила себе время. Отыгрываю спектакль, затем – в гостиницу, а утром – в другой город…

Почему-то у многих складывается впечатление, что у меня совсем нет свободного времени. Оно у меня бывает! Просто в жизни иногда одно накладывается на другое. Я стараюсь начинать новый проект только тогда, когда заканчивается предыдущий. Но иногда съемочный процесс задерживается, приходится сниматься параллельно. Но я не жалуюсь. Я счастлива, что вокруг меня постоянно люди, которые ко мне хорошо относятся, к которым я хорошо отношусь. Да, у нас трудная работа, но мы всегда находим время, чтобы посмеяться, что-то интересное друг другу рассказать… А, главное, мне спокойно, что дома все хорошо. Можно уехать, зная, что дома хороший хозяин, и переживать, в общем-то, не за что.

– Вас редко увидишь на каких-то презентациях, премьерах, вечеринках. Почему? Не любите так называемую светскую тусовку?

– Я не ходила туда лет сто – все некогда. Иногда мне интересно какое-то мероприятие, и я бы с удовольствием на него пошла. Но потом думаю: это ж надо перевернуть весь гардероб, чтобы выбрать что-то достойное, накраситься, сделать прическу, обуть неудобные туфли – на каблуках, скорее всего. Да еще там часа три улыбаться и общаться... Ну, нет, лучше почитать что-нибудь интересное, разобраться с домашними делами или поспать.

– Театр, кино, телевидение, гастроли… Признайтесь честно: не хочется ли вам иногда забыть обо всем и хотя бы неделю ничего не делать, даже на звонки не отвечать?

– (Улыбается). Хочется до безобразия. И, может, даже получится. В январе у меня будет около десяти свободных дней, включая новогодние праздники. И то кинематографисты говорят: «Лена, ну зачем тебе эти десять дней отдыха? Давай пять отдохнешь, и пораньше начнем работать». Пока держусь. Хотя подозрение, что все-таки уговорят, есть…


22089