Стеклянная сказка

Занятия с бисером требуют особого душевного склада

Как делают бисер? Сначала вытягивают из горячего стекла трубочки, рубят их на мелкие доли, потом обваливают смесью на основе толченого угля, уголь забивается в отверстия и не дает им спекаться при повторном нагревании, от которого оплавляются и закругляются края стеклянных обрубков. Под конец бисеринки шлифуют с помощью специального порошка…

Реставратор тюменского музейного комплекса Юлия Речкалова может подробно описать процесс, но признается, что не в силах представить себе, как все это происходит на самом деле: "Техника, на мой взгляд, на грани фантастики". Зато Юлия Александровна очень хорошо умеет обращаться с готовым бисером. И с современным, и со старинным – с тем, в котором дырочки тоньше проволоки. Результаты своих трудов она представила на выставке "Три века бисера в России" в музее "Дом Машарова".

Нечасто случается, чтобы реставратор выступал автором экспозиции. А зря. Мастер знает каждый экспонат изнутри и может рассказать о нем такое, что неизвестно самым опытным экскурсоводам. Взять хотя бы покровец, украшенный металлическим бисером. Он красиво блестит, но со временем начинает ржаветь, отчего нитки выпадают и бисеринки теряются… Идея показать бисер нашего региона возникла у Юлии Речкаловой лет десять назад, когда она побывала в Петербурге на масштабной выставке "Бисер в культуре народов мира". С тех пор мастерица вернула к жизни многие музейные вещи и эпиграфом к своей экспозиции выбрала слова, вышитые на бисерном кошельке XIX столетия: "Руки работали, а сердце дарит".

Открывают экспозицию предметы церковного обихода. Самый старый – икона строгановского письма, датированная концом XVIII века. Оклады в ту пору вышивали "плашками" – плоскими перламутровыми бусинами, а еще особыми кругляшами, которые Речкалова называет "дутым жемчугом". Крохотные шарики воска обваливали в перламутровой крошке, перламутр застывал, и шарик выглядел, как настоящая жемчужина. Случалось, от огня свечей и лампад воск плавился, вытекал, бусина становилась полой и при неосторожном обращении могла сломаться. Восстановить утраченные обманки трудно, ведь сегодня материала, аналогичного "дутому жемчугу" не существует... С началом XIX столетия декор икон изменился: в моду вошли рельефы, а цветной бисер уступил место однотонному – белому или серому. На выпуклом изображении бисер эффектно переливается, а красок окладу придают драгоценные камни или стразы.

В соседней витрине – светские вещицы. Сумочки, кошельки, монетницы, футляры для чубуков… И всюду – бисер. Бусины порой настолько мелкие, что поверхность, украшенная ими, выглядит, как обычная ткань. То есть не обычная, а очень красивая. Но как пришивали этот минибисер? Юлия Речкалова полушутя называет экспозицию своей персональной выставкой – и демонстрирует инструменты реставратора, а также вещи, над которыми работает в данный момент. Среди них – оклад иконы Богоматери Казанской. XVIII век, в декоре использованы дутый жемчуг, колотый перламутр… Отверстия в кусочках перламутра так малы, что в них не проходят даже самые тонкие иглы. Остается одно – продергивать нитку в бусину, потом вдевать в иголку, делать стежок, снимать иглу, снова продергивать нитку в бусину – и так каждый раз. Оклад в работе уже второй год, и когда он будет завершен, сказать пока трудно. Еще одну старинную вещь – шкатулку первой трети XIX века с пятью бисерными вставками – Юлия Александровна рассчитывает закончить в следующем году. Две вставки уже восстановлены и отреставрированы, третья на подходе.

Бисер в Россию везли из Германии, Италии и Чехии. Ломоносов пробовал наладить домашнее производство, устроил фабрику под Ораниенбаумом. Продукция ее была невысокого качества, и проработала фабрика всего десять лет. А в кустарных артелях бисер делали и позже – был он грубоват, зато недорог, и именно таким самодельным бисером зачастую расшивались народные костюмы. На выставке представлены нагрудные украшения, бисерные пояса, мордовский костюм, чувашский головной убор, сплошь шитый бисером, татарские колпаки и тюбетейки, два головных убора из средней полосы России. Но особое место отведено изделиям северных народов. Юлии Речкаловой довелось общаться с хантыйскими мастерами и учиться у них работе с бисером.

Ее любимый экспонат – тунгусский (эвенкийский) костюм, состоящий из замшевого кафтана с нагрудником и натазника с сапогами. Его датируют серединой XIX века – в конце того же столетия костюм уже находился в коллекции Ивана Словцова. Тунгусы нашивали бисер "вприкреп", то есть сначала нанизывали, а потом за нитку прикрепляли к коже. А ханты и манси предпочитали технику плетения сеткой, в которой использовалось одновременно до двенадцати нитей. "Нитки переплетали между собой, нанизывали бусинки и снова переплетали. Традиционными были украшения в виде двух полос. Иногда они соединялись между собой, иногда просто висели". Любопытны инструменты северных рукодельниц, например, глубокий наперсток из ствола ружья, удобный для работы с кожей. Нитки для шитья изготовляли из сухожилий или из крапивного волокна. Крапивные быстро расползаются, сухожильные могут служить века. Ткань, кожа истлеют, а сухожильные нити останутся. Но если вдруг шов окажется поврежденным, и нити потребуют замены, реставратор знает, как их изготовить. 195-6-3Сухожилия оленя легко разделяются на отдельные волокна. Каждое надо скрутить, смачивая слюной, потом два свить вместе – получится нитка, которой можно шить. Впрочем, пока у Юлии Александровны есть запас, привезенный из северной экспедиции.

Но вернемся в XX век. В фондах музея хранятся бисерные изделия на леске и проволоке, созданные тюменкой Высоцкой в 40-е годы – бабочки, стрекозы, ягоды, желуди. В наше время бисер снова в фаворе – все кругом плетут и вышивают. Но мало кто отважится изготовить целый бисерный сарафан. Или шапочку. Или корзину с цветами. Тюменская искусница Екатерина Реут отважилась – и музей приобрел ее изделия в свою коллекцию. Юлия Речкалова, словно мало ей бисера на работе, с удовольствием рукодельничает в свободное время, то используя старинные техники, то пробуя что-то новое. Она уверена: занятия с бисером требуют особого душевного склада. Чтобы можно было сказать: "Руки работали, а сердце дарит".

Выставка продлится до конца января.


21995