Симбиоз науки, искусства и ремесла

Стоматология сегодня развивается очень интенсивно: революционные технологии, инновационное оборудование, новейшие материалы. Это требует высококвалифицированных, грамотных специалистов, объединенных в профессиональное сообщество. Весь прогрессивный медицинский мир уже давно живет так, создавая профильные медицинские ассоциации и таким образом решая основные вопросы своей деятельности. О перспективах, целях и задачах Стоматологической ассоциации России мы беседуем с президентом Стоматологической ассоциации России (СтАР) Владимиром Садовским.

– Владимир Викторович, как стоматология живет сегодня?

– Стоматология – это отрасль, где сосредоточены специалисты, являющиеся не только врачами, но и инженерами. Не случайно мой учитель, академик РАН Валерий Константинович Леонтьев, говорит, что стоматология –симбиоз науки, искусства и ремесла. Все эти составляющие в нашей профессии есть. Индустриальная фаза стоматологии определяется тем, что мы восстанавливаем ткани и органы человеческого тела. Утраченные ткани десны, зуба, челюсти, не говоря о заболеваниях височно-нижнечелюстного сустава. Мы ответственны за пациента: его воспитание, обучение навыкам ухода за полостью рта. Это является миссией всех участников стоматологической отрасли.

Возвращаясь к теме индустриализации, отмечу, что сейчас нет необходимости, как в Средние века, в «заговаривании» зубной боли, как это делали предшественники стоматологов – цирюльники. Тогда они не знали, как лечить зубы, но умели психологически воздействовать на больных. В современной ситуации нам необходимо аспект психологического воздействия перенести на воспитательное направление и ответить технологической адекватностью.

– Что сегодня является приоритетным для СтАР?

– Поскольку сегодня чрезвычайно широк выбор материалов, технологий, оборудования, профессиональное экспертное сообщество дает возможность разобраться конкретному специалисту в рейтинге материалов, оборудования, технологий.

Возьмем, к примеру, аппаратные методы диагностики, в частности, коррекцию смыкания коронок, установленных с опорой на внутрикостные импланты, что мы называем окклюзией. Существуют приборы, устанавливающие контакт с точностью до одного микрона. Это поможет специалисту рассчитать нагрузку на кость, исключить суперконтакт и не позволит постепенно расшатать имплант. Профессор А.Б. Перегудов провел для тюменских специалистов мастер-класс по быстрому и точному анализу окклюзии.

В современной диагностике не обойтись без конусно-лучевой компьютерной томографии, которая уменьшает лучевую нагрузку до десяти раз. Это позволяет управлять действиями врача в сложных случаях: при эндодонтическом лечении, восстановлении альвеолярной кости при средней и тяжелой формах пародонтита, реконструктивных операциях, дентальной имплантации. К сожалению, большинство врачей пользуется обычными двухмерными рентгеновскими снимками для постановки и контроля качества в имплантологии. В этих вопросах ассоциация должна быть очень принципиальна. Наш профессионализм должен оцениваться объективно, а не эмоционально. Такие технологии должны торжествовать своевременно.

Любые инновации требуют постдипломного совершенствования специалистов. Хотел бы отметить грамотно организованный формат постдипломного образования, который существует на базе стоматологической поликлиники №3 г. Тюмени под руководством Любови Александровны Ивановой. К сожалению, это не везде так. В некоторых вузах интерны сидят «в красном уголке» и рассматривают плакаты, а потом их знания проверяются преподавателями теоретически. В стоматологии же врачу нужны мануальные навыки. А страна растит врачей-теоретиков.

– Какие направления российской стоматологии нуждаются в помощи?

– Профессор С.Д. Арутюнов на прошедшей в Тюмени конференции прочитал доклад, посвященный вопросам челюстно-лицевого протезирования. Эта тема чрезвычайно актуальна, поскольку в современном мире часто происходят техногенные катастрофы, террористические акты, когда массово поступают тяжелейшие больные с повреждениями зоны лица. После Великой Отечественной войны была государственная программа протезирования для пострадавших, сейчас ее нет. И получается так, что стоматологи занимаются не только зубочелюстным протезированием, но и изготовлением протезов для других зон лица. Благодаря школам отечественных профессоров И.В. Решетова, Н.Н. Мальгинова и других, роботизации – внедрению компьютерных CAD/CAM-технологий в отрасли, мы можем решать такие проблемы в Москве. Но высокотехнологичная помощь пострадавшим должна оказываться и в регионах. И тоже с финансовым участием государства.

– Несмотря на усилия стоматологов, все-таки кариес пока не побежден. Что еще нужно сделать, чтобы исправить ситуацию?

– По-прежнему актуальной остается тема профилактики. Большую часть среднего класса мы приучили к регулярному уходу за полостью рта, но правильность гигиенических процедур никто не контролирует. Елозить зубной щеткой по зубам и деснам – еще не значит правильно очищать их. Флоссы и ершики сегодня отсутствуют в потребительской корзине, забыты ополаскиватели. Человек почистил зубы зубной пастой, ее полезные вещества прополоскал водой. А где лечебный эффект? Надо закрепить результат чистки зубов ополаскивателем, полезные компоненты будут действовать до следующего приема пищи.

Знак Стоматологической ассоциации России является знаком качества для тех товаров, на упаковке которых он стоит. И его не так просто получить для производителей. Нам периодически поступают предложения от компаний, производящих заведомо некачественные или бесполезные товары, за материальное вознаграждение одобрить их продукцию. Но СтАР занимает принципиальную нравственную позицию и не позволяет обманывать потребителей. Население должно доверять продуктам, товарам, которые получили наш знак. Сталкиваемся мы и с такой проблемой, когда какой-либо товар нами одобрен, специалисты его рекомендуют, а население не может приобрести, потому что нет в торговой сети, аптеках. Без профилактики нам кариес не победить.

– Какие сегодня требования предъявляются к врачу-стоматологу? И в чем для него преимущества быть членом ассоциации?

– Любой стоматолог – член СтАР – должен понимать, что надо требовать от актива СтАР не льгот от членства, о чем мы, несомненно, заботимся. Так, мы проводим переговоры с банками о предоставлении ипотеки на выгодных условиях. Договариваемся с авиаперевозчиками о льготных перелетах. Но врач-стоматолог должен понимать, что один в поле не воин. Только с коллегами он сможет стать специалистом высокого уровня: регулярно обучаться, посещать выставки, конгрессы, симпозиумы, конференции, быть всегда, что называется, в тренде. Лишь благодаря усилиям всего профессионального сообщества стоматолог сможет мотивировать население нашей страны на подход к стоматологической услуге как к инвестиции в собственное здоровье и отвечать пациенту профессионализмом.

Мы долго разрабатывали философию успешного стоматолога и хотим, чтобы каждый врач на ее основе мог провести самооценку – современный ли он врач-стоматолог или нет. Чтобы оценить себя в целом, он должен дать ответ на три критерия. Первый: после работы профессионального стоматолога «пища должна потерять право выбирать пациента», а пациент должен приобрести право выбирать пищу. Второй: благодаря профессиональной работе врача (по ее окончании) человек должен получить доступ к любой профессии в обществе. Третий: хотите считать себя профессиональным стоматологом, убедитесь, что после вашей работы никто и никогда не заметит искусственного происхождения зубов пациента. Отвечая на все эти вопросы, вы сами себе поставите оценку, современный ли вы стоматолог или только называетесь таковым.


21998