По-над рекой праздник: тысячи разноцветных шаров поднялись в холодное, но по-летнему голубое небо. Разноцветными гроздьями увешаны перила нового моста в окрестностях Ялуторовска. А вот и первая колонна грузовиков прошла по только что открытому переходу трассы Р-402, находящейся в ведении Федерального управления автомобильных дорог «Урал». «Урал» и является заказчиком объекта. Но строили его тюменцы, точнее, тоболяки.
– Замечательно, что такие мосты появляются на федеральных дорогах, проходящих по территории нашей области, – сказал губернатор Владимир Якушев перед тем, как перерезать ленту. – Спасибо строителям. Коллектив «Мостостроя-11» в очередной раз с честью прошел проверку на профессионализм.
Полпред президента РФ в УФО Игорь Холманский добавил: «Мост сдан в эксплуатацию досрочно – молодцы монтажники! – а это позволит нам привести в порядок больше автомагистралей». На том стоит и руководитель «Урала» Игорь Зубарев. Да, сделать предстоит ещё много. Только 42 процента федеральных трасс находится в «нормативе», региональные автомагистрали– в лучшем состоянии. Пользуясь случаем, губернатор ещё раз поздравил дорожников с только что прошедшим профессиональным праздником. В плане строительства «ялуторовского» моста особо отметил ОАО «ТОДЭП». Фирма в пресс-релизах не значится, но, как отметил Владимир Владимирович, очень выручила машинами. Генеральный директор «ТОДЭП» Юрий Николаевич Зинчук здесь же, среди участников торжества. Что характерно, руководимая им фирма удостоена звания «Предприятие года» международного рейтинга.
«В очередной раз», – сказал губернатор про «одиннадцатый Мостострой». Действительно, мы уже в третий раз в текущем году присутствуем на сдаче объекта этим холдингом. Сперва – в Ишиме путепровод через Транссиб, потом мост через реку Демьянка, опять-таки на федеральной трассе Р-404, и вот сей мост над Тоболом. Чует мое сердце, что займется коллектив и мостом через Тобол на 123-м километре федеральной дороги Р-404, в народе его называют Иевлевским. Потребуются немалые деньги. Вроде бы правительство Тюменской области и Минтранс РФ договорились о софинансировании. Так поступили с участком магистрали Уват–Салым с его мостовым переходом. Заслуга, полагают знатоки, исключительно губернатора Якушева – сколько ушло писем президенту, сколько было личных встреч. Ведь в этом деле приходится обходить закон, который запрещает использовать региональные финансы на федеральные нужды. А дорога-то нашенская!
Выступающим на торжестве аплодируют знакомые товарищи: вон монтажники Юрий Влад, Виктор и Антон Бутовы – отец и сын, Денис Гунько, Сухроб Салеев, Сергей Сидоров, Василий Жуков, машинист гусеничного крана «Хитачи» Рифкат Нигматулин, геодезист Иван Романов, электромонтер Фанис Халилов... Все из «Мостоотряда-87». Это подразделение помню ещё по строительству моста через Обь в районе Сургута, попавшего в книгу рекордов Гиннесса. Совсем недавно Росавтодор проводил конкурс на самый красивый мост России. Сургутскому присудили «бронзу», что, считаю, не совсем справедливо, равно как и «серебро» уникального моста через Иртыш у Ханты-Мансийска. Меня как патриота это не устраивает. Подавайте «золото»! И все-таки два призовых места «Мостострою-11» свидетельствуют о многом.
Но вернемся на фронт работ. Мост на автомобильной дороге Тюмень – Омск (78-й километр) был введен в эксплуатацию в 1979 году. Он перешел к созданному в 2003 году «Уралу» уже в разрушающемся состоянии. Говорят, в СССР были поставлены четыре подобных сооружения. Один из них упал, потому что низко над пролетами прошелся вертолет – флотация называется. Два других «умерли» от старости. «Ялуторовский» – дорожники поддерживали как могли: укрепляли пролетные строения, пытались сохранить конструкцию, используя композитные материалы и различные технологии. Однако деформационные швы, «железо», опоры продолжали ветшать. Помню, организовывали реверсивное движение: ну, знаете, сначала в одну сторону машины пройдут, потом светофор разрешает проезд в другом направлении. В сутки здесь проезжают примерно 12 тысяч автомобилей, на мосту приходится втискиваться в одну (!) полосу. Экономические потери колоссальные, ведь и время – деньги, и пережог топлива влетает в копеечку. Это на международном транспортном коридоре Берлин – Владивосток!
С безобразием надо было покончить как можно скорее. Вот почему так высоко оценены усилия «Мостостроя-11». Работы коллектив начал в начале года – а уже и первые машины проехали, то есть график работ перекрыт почти вдвое. А старый мост полностью разберут и заново возведут. В итоге будем иметь четырехполосное движение. Контрактный срок строительства всего объекта – 2018 год. Уверен, уже в следующем году все будет смонтировано до последней шайбы: класс «Мостостроя-11»!
Строительство мостов – этого и другого – основано на принципе неразрывной технологии: только два деформационных шва – в начале и в конце. Это обеспечивает плавность проезда на всем протяжении перехода. Сооружение отвечает повышенным требованиям экологических стандартов. Для удаления с проезжей части ливневых и поверхностных вод предусмотрены установки глубокой очистки – дорожная грязь в Тобол не попадет.
Коллектив «Мостостроя-11» всегда идет в ногу со временем. Нынче в его передовом подразделении – «Мостоотряде-36» – обновили цех металлоконструкций и цех ЖБИ – освоено 850 миллионов рублей. Ведь мостостроение, как и любая другая отрасль, использует много отдельных узлов и деталей. Вроде бы и поставщиков немало, но когда доходит до дела, срываются поставки – каждый партнер приведет миллион причин для оправдания. Лучше иметь свое. В результате реконструкции цехов выдается на-гора 8400 тонн металлоконструкций, 26800 кубометров железобетонных изделий, 7500 тонн продукции арматурного цеха.
В цехе ЖБИ установили линию вибропрессования. Выпускаются плиты перекрытия, дорожные плиты, сваи, различные перемычки. Есть оборудование для резки, пространственной гибки арматуры, изготовления каркаса. Продукцию инноваций испробовали на строительстве моста через Тобол.
А ещё надо сказать добрые слова о генподрядной фирме. Это ОАО «Хантымансийскдор-строй». Ведь на участке от 77-го до 89-го километра автомобильной дороги Тюмень–Ялуторовск–Ишим–Омск полным ходом идет реконструкция. Будем надеяться, что наши трассы станут лучшими в России.