Золотая осень по-чувашски

С 11 по 15 октября в Тюмени проходили Дни чувашской культуры под девизом «С верой в Россию, с любовью к Чувашии». В связи с праздником в областной научной библиотеке открыта книжная экспозиция, посвященная выдающимся деятелям науки, культуры, искусства и литературы этого народа. Организованы также выставки декоративно-прикладного творчества, серии мастер-классов для самодеятельных творческих коллективов и исполнителей народных песен и танцев.

Праздник урожая

По традиции в эти дни проходят торжества, знаменующие окончание полевых работ в этом сезоне и символизирующие неразрывную связь обрядовых традиций нынешних чувашей с многовековым хозяйственно-земледельческим календарем этноса. Праздник урожая называется «Кер пуянлахе» («Осеннее богатство»), и это народное гулянье не обходится без «Кер сари» – праздника пива.

191-3-2Знатоки утверждают, что «Кер пуянлахе» – один из древнейших земледельческих праздников, зафиксировавшийся в сознании многих поколений и символизирующий успешное окончание всего цикла сельхозработ. А потому это прекрасный повод, чтобы съехаться соплеменникам со всех городов и весей, поздравить друг друга с приходом золотой осени, встать в общий хоровод, спеть любимые песни и заслуженно отдохнуть после напряженного сельскохозяйственного года… Кстати, пиво объявлено чувашами национальным напитком, точь-в-точь как у немцев. Октоберфест по-чувашски – это десятки сортов пива, из которых надо выявить самое крепкое, самое терпкое, самое сладкое, самое легкое, а также пиво, пена которого долго остается в стакане. В каждой номинации – свой пивной король (или королева). Однако даже на таком, казалось бы, открытом конкурсе пивоваров вам никто не раскроет рецептуру или пуще того секрет сотворения янтарного напитка, а лишь предложит отведать сей чудодейственный продукт. Действительно, в каждом чувашском доме имеется свой способ его приготовления, и он соответственно держится втайне.

191-3-4Угощают в этот день и другими дарами осени: овощами и фруктами, всевозможными соленьями-вареньями, выпечками, а также блюдами самой национальной кухни – вкусными дрожжевыми блинами «икерч», пирогом с мясом и картошкой «хуплу»… Продегустировав то или иное яство, каждый может добавить баллов возможным лауреатам конкурса «Осенняя композиция». Призы раздают и тому, кто предложил самый спелый овощ или придумал самое оригинальное оформление своей продукции. Или, к примеру, сделал на зиму самые крупные заготовки, или проявил себя в качестве самой запасливой хозяйки.

Чувашские женщины, как и полагается в праздник, одеваются в расшитые традиционным узором костюмы. Это бело-красные платья, красивые разно-цветные сарафаны и белые блузки, а на голову надевают шлемообразные шапочки, украшенные монетами. В стародавние времена представительницы прекрасного пола наряду с мужчинами вставали на защиту своих домов и земель от непрошеных гостей. Монеты одновременно украшали и защищали головы воительниц от вражеских стрел.

191-3-6На осеннем празднике тюменских чувашей и на сей раз выступают фольклорные коллективы и солисты, а вместе с ними поет и пляшет весь честной народ. Вслед за Тюменью эстафету праздничных мероприятий принимают жители Исетского и Заводоуковского районов.

Чуваши в пространстве и времени

Первые чуваши появились в Сибири четыре века назад. Например, известно, что после «визита» хана Кучума в Казань обратно с ним в Сибирь пришли служивые чуваши. Столыпинская аграрная реформа 1907 года подвигла многие тысячи чувашских крестьян отправиться в Тобольскую, Томскую и Енисейскую губернии. А в голодные 20-е снялись с места жители нескольких чувашских деревень, погрузили скарб в железнодорожный состав – и «за камень, за Урал» в поисках лучшей доли. Высадились волжане на станции Тюмень. Поначалу обосновались в селе Кулаково, в деревне Луговой. Весной 1928 года ряд чувашских семей облюбовали «ничейные земли» за деревней Утешева.

191-3-3В наши края в ходе переселенческой волны в поисках лучшей жизни выходцы с Волги отправлялись целыми семействами, нередко по специальным путевкам, а обосновавшись на новом месте, давали ему название своей исторической родины. Например, в «нашем» Нижнетавдинском районе село Канаш – тезка одноименного райцентра в современной Чувашии. И, конечно, чтобы стать крепким хозяином, крестьянину-переселенцу надо было не только подготовить свой земельный надел под пашню, но и построить усадьбу, купить лошадь, корову, плуг, семена… И уже через несколько лет новоприбывшие, благодаря своему трудолюбию, вставали на ноги, создавали вполне зажиточные колхозы.

Кстати, в нашем регионе представители этой национальности живут также в Тюменском, Аромашевском, Нижнетавдинском, Ярковском и других районах. А всего в России около двух миллионов чувашей, более половины из них – за пределами Чувашской Республики: места их компактных поселений находятся в Самарской, Ульяновской областях, в Татарии, Башкирии, Красноярском крае…


21938