В Тюменском драматическом театре прошли гастроли Московского Малого театра. На суд зрителей было предложено два спектакля – «Мнимый больной» по произведению Мольера и «Волки и овцы» по пьесе Островского. Коллектив, играющий только классику в ее оригинальном виде, остается верен себе. И каждый раз доказывает, что сочинения, написанные века назад и прошедшие испытания временем, актуальны и в наши дни. Они о нас, сегодняшних.
Генеральный директор Малого театра Тамара Михайлова рассказала на пресс-конференции о том, чем сейчас живет труппа. В историческом здании, расположенном на Театральной площади, идет реконструкция, которую планируют завершить в 2016 году.
– В силу того, что наша основная сцена закрыта, Министерство культуры отправило театр на гастроли, – говорит Тамара Анатольевна. – Это их программа, направленная на то, чтобы академические театры играли не только в Москве и Санкт-Петербурге. Спектакли подбираем, исходя из возможностей сцены принимающей стороны. Но они идут в точно таком же виде, как и в Москве. Мы не меняем декорации, ездят те же костюмеры и гримеры. В Тюмень приехали 90 человек. И они работают с полной отдачей, для нас нет разницы, столица или провинция. Всегда необходимо держать марку Малого театра. В наших постановках вы не увидите никакого авангарда, он и не нужен. Когда меня спрашивают, как я отношусь к Кириллу Серебренникову, отвечаю – хорошо. С открытием его центра у нас резко возросла продажа билетов. Посмотрев эксперименты, люди хотят видеть настоящее искусство.
Тему классиков и современников продолжила народная артистка России Евгения Глушенко.
– Я предпочитаю играть так, как было написано, без всяких «по мотивам». Зачем брать Островского и Чехова и делать свое прочтение, это все равно, что начать менять ноты в произведениях Чайковского.
Ее поддержал коллега, народный артист России Василий Бочкарев.
– Мы опираемся на традиции. На то, что было до нас. Классики передали свои мысли, знания. Нужно их понять, потом расставить свои акценты. В спектакле «Мнимый больной» у нас задействованы зрители, это новинка для Малого театра, но мы ничего не переворачиваем с ног на голову.
Евгения Глушенко пришла в труппу в 1974 году, и ей посчастливилось работать с выдающимися режиссерами – Хейфицем, Морозовым. Особенно тепло она отозвалась о Сергее Женоваче. Первая постановка, которую они вместе делали, – «Правда – хорошо, а счастье лучше», ее тоже возят на гастроли. Женовач не менял ни одной буквы в произведении Островского, но предложил: давайте придумаем, какую мы будем играть историю. И это самое главное, считает Евгения Константиновна, понять, какая жизнь будет в спектакле.
– Для нас важно, когда собирается команда, – продолжил Василий Бочкарев. – В Малом театре работают единомышленники. Здесь царит особая атмосфера, у нас есть преемственность поколений. Мне посчастливилось застать Бабочкина, Царева, я видел, как они выстраивают партнерские взаимоотношения, без которых нет театра. Ведь, помимо отношений на сцене персонажей, есть еще человеческие. Не обязательно дружеские, но обязательно профессиональные. Постановочный процесс – это лаборатория души. Открытие себя через твое окружение. Это не антреприза, где быстро собираются, играют и разбегаются. У нас семья, ощущение дома. Сейчас нам трудно, мы пока бездомные, но связь осталась. И те актеры, кто играл в Малом в прошлом, все с нами, наблюдают, поддерживают. Я помню свою первую роль, сыгранную в театре. Она совсем крохотная, партнером был мой педагог Юрий Соломин. Вышел и понял, что не могу сказать эти четыре строчки, потому что почувствовал – на меня смотрят сверху, проверяют, кто ты такой. В этом дар Малого театра, и он нам очень помогает. Недаром Юрий Мефодьевич, утверждая план реконструкции, сказал, что крышу перестраивать нельзя, там обитают души.
Евгения Глушенко в спектакль «Волки и овцы» ввелась в 2000 году, тогда он еще был на основной сцене. И когда она выходила на подмостки, шла мимо галереи, где висят портреты актеров прошлого. И чувствовала, как их аура передается ей. Они играли на той же сцене, дышали тем же воздухом, а некоторые были ее партнерами, как, к примеру, Елена Гоголева. Она выступала почти до ста лет и всегда приходила раньше всех, даже когда уже была прикована к инвалидному креслу, и тоже, чтобы напитаться воздухом театра.
В Малый театр приходят в основном после Щепкинского училища, где преподают многие ведущие актеры труппы. Сейчас пригласили 14 человек с курса Юрия Соломина, между ними неизбежно будет конкуренция, и тут важно проявить себя. Хотя молодежь сразу же стараются вводить в репертуар. У них есть уникальная возможность развивать свою индивидуальность, самообразовываться и творить. В Малом театре все артисты равны, там царит правило – регалии и звания оставлять дома, на сцене вы партнеры. Главное – это театр, а не твои амбиции.