На открытии выставки “70-летию Союза художников посвящается…” в Тюменском музее изобразительных искусств яблоку негде было упасть. и не оставляло чувство, что посетители пришли не на вернисаж, а на день рождения к другу – праздничные наряды, улыбки, поздравления, цветы, подарки, фотографии на память. При этом именинников оказалось едва ли не больше, чем гостей – Тюменское отделение союза объединяет почти сто человек, ещё три десятка входят в молодёжную секцию. И большинство из них представило на выставке свои работы. Даже искусствоведы, хотя они не рисуют и не ваяют. Зато пишут книги о тех, кто рисует и ваяет…
Для искусствоведов юбилей союза – праздник трудовой. Это они составляли экспозицию, это им пришлось вести экскурсии, пока другие просто гуляли по залам, общались, обменивались впечатлениями…
Председатель тюменской организации Союза художников Александр Новик зачитал строки из постановления исполкома областного совета от 22 сентября 1944 г.: “Поручить отделу искусств оформить не позднее 10 октября сего года Тюменское отделение Союза художников СССР. Разрешить отделу искусств организовать 13-ю отчётную выставку работ тюменских художников, приурочив её открытие к 27-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции”.
Осенью 44-го тюменская художественная жизнь началась отнюдь не с чистого листа. Были прежде в ней и выставки, и Омский Союз художников, который в конце тридцатых возглавлял тюменец Павел Россомахин, и студии, организованные столичными мастерами, которые по разным оказиям приезжали в Тюменский край. У Михаила Авилова, Ивана Овешкова, Константина Трофимова, Евгения Кропивницкого учились те, кто в 40-е составил костяк нового союза… А первая городская выставка (тринадцатая по общему счёту) прошла в краеведческом музее, где были представлены работы шести художников – столько в годы войны осталось в Тюмени.
В 1945 году возникло кооперативное товарищество “Художник”, предтеча худфонда. Вернулись с войны художники-фронтовики, и в первой областной выставке, которая состоялась в 1946-м году, приняли участие уже 16 человек… Ретро-экспозиция, созданная искусствоведом Натальей Сезёвой, подобна низке самоцветов, каждый – яркая личность, оказавшая большое влияние на становление и развитие союза. Рассматривая камерные пейзажи художника и педагога Александра Митинского, деревянную Тюмень его ученика Александра Мурычева, миниатюры из серии “Времена года” Россомахина, работы Вениамина Барышева, Ивана Котовщикова, чарующие цветовой и композиционной гармонией, забываешь о том, что авторы не получили “настоящего” профессионального образования. “Смотрите, абсолютно классическая, французская живопись”, – восхищается искусствовед картиной Ивана Кротова. На фронт художник не попал по болезни и в 45-м году умер…
Портреты первых тюменских мастеров созданы художниками следующего поколения, выпускниками вузов, которые приехали в наш город в конце 50-х – начале 60-х годов. А приехав, с юношеским максимализмом отвергали старомодных провинциалов, их тихое любование природой и стариной. Лишь позже, обретя опыт и мудрость, вчерашние новички оценили глубокий и искренний талант старших коллег. “По воспоминаниям самих художников, когда они пришли на одну из посмертных выставок Митинского, у Виктора Овчарова на глазах выступили слёзы…”. Бунтари, певцы сурового стиля, военной памяти, городского строительства и, конечно же, нефтяного Севера, новые художники Тюмени искали свои пути. Остап Шруб так и остался шестидесятником, но поздние работы мастера отражают философский взгляд на мир и тревогу за его судьбу. Овчаров тяготел к классической живописи. График Евстафий Кобелев умел показать и героику освоения, и поэзию повседневности. Анатолий Седов свои яркие импрессионы всегда писал с натуры… Среди ранних работ скульптора Николая Распопова выделяется портрет-этюд Барышева с его знаменитой трубкой. Это знак признания мэтру, который разглядел талант в тобольском самородке, высоко отозвался о его работах и тем самым “дал путёвку в жизнь”.
Этажом выше представлен сегодняшний день союза-юбиляра во всём многообразии стилей, жанров, тем и направлений. “Многие художники создали свои работы специально для выставки, – отмечает искусствовед Татьяна Сергейчук. – Михаил Гардубей предпочитает жанровые композиции. Александр Васильев увлекается реалистическим пейзажем. Как и Александр Павлов, который на этот раз открылся с неожиданной стороны, показав монохромные, лаконичные работы… Интересны анималистические картины Александра Чемакина”. Художник давно не выставлялся в музее, а в этом году порадовал произведениями крупного формата, традиционными для него и весьма нетипичными для тюменских выставок. Давно ли мы видели корову или свинью, царственно раскинувшуюся могучей плотью на весь холст? На выбор художникам было предложено несколько тем. Многие предпочли тему города – вечный источник вдохновения для мастеров всех поколений. Алексея Чугунова заинтересовала фигуративность в искусстве. А к исторической картине нынче обратился один Борис Паромов… Как всегда, привлекает внимание раздел театрально-декорационного искусства с куклами, макетами, эскизами костюмов. И авторские платья от модельера Алёны Дубровиной. Кто бы мог подумать в 1944 году, что на выставке Союза художников будет демонстрироваться одежда?
Достойное место в экспозиции занимают работы тобольских косторезов. Искусствовед Вера Субботина постаралась показать самый актуальный срез этого вида искусства – даже съездила на фабрику, чтобы открыть тюменскому зрителю новые имена. Скажем, имя Ирины Могутовой, одной из учениц знаменитой Веры Обрядовой. Она продолжает традиционную северную тему, работает в классической манере 60–80-х годов и в последнее время создаёт всё более самобытные, талантливые произведения.
Дмитрий Кугаевский, сын известного мастера старшего поколения, обратился к истории, живо и с юмором представив своё видение старого тобольского базара. Нина Стрельцова работает в крупных формах, на стыке декоративного и станкового искусства. Она посвятила себя религиозной теме, новой для тобольского промысла, и в этом году показала композицию “Пётр и Феврония”. Наталье Фофановой нравится естественный спил рога оленя, который художница украшает декоративными элементами. Зинаида Ластовская, оставив привычную северную тему, обратилась к жанровой композиции… Возможно, в образе “Молочницы Анюты” ожили воспоминания детства? Новыми работами блеснул знаменитый Минсалим Тимергазеев.
Юбилейная выставка продлится до 8 декабря. В это время в залах музея будут организованы мастер-классы, творческие встречи, образовательные мероприятия.