В Тюменском театре кукол состоялась премьера спектакля «Подменыш» по мотивам произведения Сельмы Лагерлеф. Это капитальное восстановление сказки, поставленной Григорием Гольдманом, тогда (16 лет назад) главным режиссером. Художник – Владимир Осколков. Не изменяя сценографию, обновили световое решение, сделав постановку приближенной к современным требованиям. Ее главный адресат – школьники, а их нужно увлекать как историей, так и визуальным рядом.
Лауреат Нобелевской премии, известная всему миру по своей книге «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» шведская писательница Сельма Лагерлеф сочинила сказку, основанную на скандинавских мифах. В горах и непроходимых дебрях живут ужасные тролли. Они уродливы, обладают огромной силой и не выносят людей. Единственное, что их объединяет с человечеством, – это наличие детей, таких же агрессивных и страшных, как их родители.
Примерно в одно и то же время у Троллихи появился тролленок, а в зажиточном семействе родился мальчик. Супруги были вместе уже давно, а ребенок у них появился только теперь. Надо ли говорить, как они любили своего малыша, как тряслись над ним. Но однажды случилась трагедия. Пересеклись пути Троллихи и супружеской пары на одной глухой дороге. Лошадь, почуяв нечистую силу, взбрыкнула и понесла, а ребенок выпал из повозки. Украла его зловредная Троллиха, взамен подбросив свое отродье. Безутешные родители долго искали сына, но наткнулись только на тролленка. Отец хотел его здесь и оставить, однако сердце женщины дрогнуло, не могла она позволить беспомощному существу погибнуть от голода и холода. Забрала тролленка в дом, чем вызвала гневное осуждение соседей, которые хотели его убить. Нормальную человеческую еду он не принимал, пришлось для него ловить пауков, мышей и лягушек. Злился хозяин дома, но слишком любил свою жену, чтобы вступать с ней в открытый конфликт.
Так прошло несколько лет. Супруги безуспешно пытались разыскать своего сына, тролленок жил в их доме. Отношения пары разладились, но до окончательного разрыва дело не доходило. Все вокруг ненавидели тролленка, кошка на него шипела, на улицу он не выходил, иначе его сразу же бы пристукнули. А такие попытки предпринимались, и только сострадательное сердце женщины помогало их предотвратить. Хотя она и сама терзалась, что вместо родного сына приходится воспитывать нечисть. Однако так была устроена: если кому-то плохо, кого-то все обижают, ей хотелось помочь и обогреть.
Ее супруг обдумывал план, как сделать так, чтобы избавление от тролленка выглядело несчастным случаем. Позвал он жену на ярмарку в другую деревню, она согласилась, но опасаясь, что в ее отсутствие убьют тролленка, решила взять его с собой. Шли они горной дорогой вдоль обрыва. мужчина предложил понести существо на руках, а сам только и мечтал бросить его в пропасть. Почти получилось, но женщина спасла подменыша. А потом в доме случился пожар. не выдержав, хозяин кинул тролленка в огонь, и опять, рискуя жизнью, вытащила его хозяйка. Разозлился муж на свою жену и ушел из дома. И хотя ее горе было безмерным, не стала она ему перечить и отпустила.
Но любым злоключениям наступает конец. В тот самый момент, когда надежда уже была потеряна, встретил мужчина в лесу своего сына, целого и невредимого. Оказывается, все это время Троллиха обращалась с ним точно так же, как с ее ребенком в доме. Если того обижали, обижала и она, а если он был сыт и доволен, сыт и доволен был мальчик. И только благодаря великой силе материнской любви, ее чуткости и сострадательности к каждому живому существу ребенок выжил и его отпустили к родителям.
Спектакль не совсем детский, он интересен и взрослым, особенно родителям. Любое маленькое существо заслуживает тепла, и стоит об этом напомнить, когда берете в дом кошку или собаку, ведь они не всегда будут вести себя хорошо. Да и дети иногда шалят.
Из старого состава постановки остались Зинаида Береговая и Юрий Федоров, сыгравшие отца и мать. Кстати, Федоров еще и выступил в роли ассистента режиссера во время репетиции. Остальные актеры вводились на уже готовые образы. Особо стоит отметить дебютанта Яна Усова, исполнившего небольшую, но очень важную роль мальчика. Сын актера театра Алексея Усова к своей работе относится с огромной ответственностью. В спектакле есть куклы, маски, «живой план». А появление скоморохов вносит долю юмора в эту серьезную и страшную историю.