«Сказка о маленьком повелителе большой природы»

Есть в восточноевропейском кино какая-то безусловная простота. То ли из-за отсутствия вездесущих «звезд», за которыми тянется дорого-богато расшитый шлейф различного плана ролей, то ли потому, что близки нам особенности этого кинематографа вкупе не с таким уж заковыристым языковым барьером.

Чешские, словацкие, польские и иже с ними киностудии, привлекая своих же актеров, с энтузиазмом и профессиональной честностью создают фильмы – пусть и не завсегдатаи списков лауреатов самых крупных фестивалей и премий, но обращенные непосредственно к зрителю. А если эта самая простота проявляется на фоне завораживающих пейзажей и имеет сказочный дух, то она с легкостью увлекает зрителя в свой мир – гармоничного и наполненного красотой кино.

Снятый по мотивам средневековой сказки, фильм неспешно, но лаконично повествует о приключениях отважного и дерзкого мальчишки Томаша, обладающего удивительным даром общаться с мышками-норушками, птичками-невеличками и куницами-сестрицами. Вся эта живность то и дело оказывается вовлеченной в действо, представая более могущественной, чем люди, «братией» – чистейшим воплощением сил неистовой Природы. А природа на экране – полноправная хозяйка. Неизменно ясное голубое небо, обширные лесные массивы, бескрайнее раздолье полей и холмов – буквально каждый кадр одет во все это монументальное великолепие, и картинки эти – точно иллюстрации – рука об руку идут с повествованием, располагаясь с ним на обеих страницах раскрытой книги. Еще одним постоянным спутником истории становится удивительное по красоте музыкальное сопровождение, которое обволакивает художественное полотно и превращает его в настоящее произведение искусства. Как и положено сказке, герои ее пограничны в своих типажах. Здесь есть отъявленные злодеи вроде Ивера, приспешника владыки этих земель пана Баладора. Сам пан поначалу блуждает во тьме жестокости и неведения, но к финалу находит оттуда выход в царство доброты души и щедрости сердца.

Есть и бесстрашные борцы за мир и справедливость вроде Вагана, в недавнем прошлом первого сокольника пана Баладора, и, конечно же, главного персонажа, парнишки Томаша. Благодаря упомянутому дару ему удается приручить королевского сокола – центральный символ непокорности и могущества природы. Образ же самого Томаша – это образ, олицетворяющий близость человеческой натуры и сил остального живого мира. Ему подвластен язык живой природы, а значит, он является неотъемлемой ее частью. Ему доступны все ее сокровенные тайны и дружба с такими же горячо любимыми ее детьми.

В финале сказки канонично все злодеи пристыжены, персонажи, не ведавшие, что творят, прозревают, ну а поборникам правды воздается за их доброту и честность.

Фильм рекомендован к семейному просмотру, хотя, конечно же, его целевой аудиторией являются именно дети. Их родителям, скорее всего, он просто покажется очень добрым и легким для восприятия. Несколько обидно, что подобные фильмы не имеют своего широкого зрителя. О них можно узнать только случайно. А ведь они несут в себе огромный заряд доброты, чистоты и такого трогательного волшебства и являются достойнейшими представителями его величества Кино.


21879