Поролон – Монро: два-ноль

В современном искусстве все не так, как кажется. Оно полно парадоксов, смыслов-перевертышей, оно документально и наигранно, конкретно и метафорично. Подобно красавице-кокетке, оно любит, чтобы его разгадывали и не могли разгадать. А потому на выставке “2.0” в тюменском музее “Городская Дума” поет и пляшет свадьба под застольный фейерверк из булок хлеба и батонов колбасы, художники меняют обличья, сварливую жену загоняют в подвал, где она может вволю накричаться, кинозрителей глушат “Симпсонами”, как рыбу в озере браконьерским толом, а над всем этим плывут аккорды бетховенской “Оды к радости”…

Тридцать девять произведений из фондов двух столичных музеев – Московского музея современного искусства и Мультимедиа Арт музея – привольно расположились в четырех залах. Лейтмотивом первого стала тема праздника: проект затеян в честь юбилея группы компаний “НОВАТЭК”, которая уже двадцать лет занимается добычей и переработкой природного газа.

Отсюда и название выставки “2.0”, и идея – показать панораму современного российского искусства последних десятилетий, а через нее, как в зеркале, перемены, произошедшие в обществе и культуре. Лучшие работы двадцати интереснейших художников отобраны для вояжа по городам, где работает “НОВАТЭК”. Выставка уже побывала в Костроме, Челябинске, Новом Уренгое, а из Тюмени отправится в Самару. В каждом городе показывают столько, сколько помещается на предоставленных экспозиционных площадях, объясняет научный сотрудник отдела выставок музея современного искусства Юрий Юркин. В Тюмени поместилось больше, чем в Новом Уренгое. Но поскольку проект обрушился на наш музейный комплекс вне плана, то поселили его в неожиданном для художественной экспозиции месте…

Все эти фотографии, инсталляции, объекты, произведения видеоарта и работы на стыке искусств не раз демонстрировались на международных выставках и фестивалях. Расположены они в хронологическом порядке, начиная с девяностых. Мы помним, каким бурным, непростым было то время. И художники стремились запечатлеть его как есть, поймать момент, передать драйв изменчивой жизни, полной ожиданий, надежд, волнений. Показать, как люди гуляют, митингуют, веселятся… Фотограф Игорь Мухин снимает на улицах, создавая черно-белую “историю поколения, живущего здесь и сейчас”, хронику “социальных пространств”. Видеохудожник Людмила Горлова тоже изучает российскую жизнь, но ее интересует жизнь частная. Объектом внимания Горловой в фильме “Happy End” стала московская свадьба конца девяностых: пара за парой целуются и дурачатся в окружении гостей на Воробьевых горах. Глядя на них, художница предлагает поразмышлять… Сказки всегда кончаются свадьбой. А что происходит потом, после хеппи-энда? Как сложится жизнь новобрачных, надолго ли они вместе, кто и о чем пожалеет завтра… Не случайно танцуют молодожены под песню “Yesterday” группы “Битлз” в исполнении маленького духового оркестра, который можно услышать, надев наушники.

Рядом звучит музыка Бетховена, сопровождая парад счастливых рабочих, колхозников, студентов, инженеров – членов большой семьи советских народов. По замыслу художника Ильи Коробкова, мозаичные фигуры со стен станции метро “Киевская” проходят перед глазами зрителя под вспышки салюта и гимн объединенной Европы. Написан он на слова Шиллера во славу идеалов всеобщего братства… Перед нами россыпь смыслов: от ностальгии по прошлому до размышлений о том, что союз многих народов – явление еще более непостоянное, сложное и трагическое, чем союз двух людей.

Дмитрий Булныгин обыгрывает тему хлеба и зрелищ, запуская в небо фейерверк из булок и колбасы. Колбаса красуется на фотографиях членов объединения “Синие носы”. Пару лет назад они гостили у нас с большой выставкой, на которой были и подобные работы, выполненные в духе “кухонного супрематизма”. Помните старый поп-хит про “два кусочека колбаски”? На тарелках “Синих носов” кусочков побольше, но разложены они экономно и живописно, ибо повторяют картины Казимира Малевича и его последователей.

К наследию родоначальников современного искусства художники наших дней обращаются частенько. Кто с иронией, а кто всерьез. На заре двухтысячных Георгий Пузенков в ознаменование перехода от искусства рукотворного к искусству компьютерных технологий создал свою версию “Черного квадрата” – “Большую черную точку” (Big Black Pixel). Скандальный мастер перформанса Владислав Мамышев-Монро предпочитал более щедрые выразительные средства. В прошлом году он погиб, но его работы хранятся во многих собраниях, в том числе в Третьяковской галерее и Русском музее. Именно для Русского музея художник выполнил серию фотографий “Русские вопросы” по мотивам народных сказок – снимал он самого себя, наряженного то добрым молодцем, то красной девицей. Собственно, Владислав Мамышев превратился в Мамышева-Монро, потому что взял за правило появляться на богемных тусовках в образе дивной дивы Мерилин…

Владимир Архипов, напротив, себя на показ не выставляет – ему нравится собирать то, что придумали другие. Причем не эстетства ради, а для иллюстрации поговорки “Голь на выдумки хитра”. Свою коллекцию “Самодельная Россия” художник величает “архивом русского вещевого фольклора”. Есть в ней крупные вещи, например, емкость для полива огорода, сооруженная из чугунной ванны на раме кровати, или лопата для уборки снега, сделанная из дорожного знака. А есть экспонаты маленькие, удобные для перевозки. Такие, как молоток с магнитом, который заботливый муж смастерил для своей жены, чтобы, забивая гвозди, она не попадала по пальцам. Молоток помещен под стекло, рядом – рукописное “интервью” с его создателем, которое должно подчеркнуть рукотворность, “народность” экспоната.

Произведение творческого дуэта Аристарха Чернышева и Владислава Ефимова “КоМутация” совсем не рукотворно, а напротив – мультимедийно. Подобно Мамышеву, свои художественные высказывания авторы транслируют через себя. Но что хотят сказать эти двое, торча на экране в одинаковых белых рубашках и черных брюках, без грима и хитроумной маскировки? Решать вам, дорогие зрители. Воткните штекер в гнездо, и под футуристическое гудение с человечками на экране начнут происходить метаморфозы – они станут скручиваться, искривляться и вытворять всякие всякости, которые вы сможете толковать, как душе угодно.

185-6-2А спуститесь в подвал и наткнетесь на ужас во тьме. То есть на кричащую жену Дмитрия Булныгина. Особа на экране, единая в трех лицах, и правда, его жена. В образе домашней мегеры. Щелкните мышкой, чтобы прервать невыносимый вой и заставить ее работать по хозяйству. Что это значит – безделье порождает хаос? Или бедняжку напрочь извела домашняя рутина? Принарядите ее, свозите к морю – глядишь, и подобреет… В соседнем зале – еще один ужастик. Кино для поролоновых зомби, сотворенных скульптором Сергеем Шеховцовым, которого за любовь к этому мягкому и легкому материалу так и прозвали – Поролон. И белы они, как бумага, и нет в них иной жизни, кроме той, что яркими пятнами изливается из проектора…

Взгляд на мир и людей образца поздних двухтысячных совсем не похож на взгляд из девяностых. Он не просто фиксирует, он преломляет увиденное под таким углом, чтобы нормальное и привычное предстало внове, побудив задуматься… В любом случае выставку любопытно посмотреть. Но тому, кто захочет это сделать, стоит поторопиться. Ведь “2.0” пробудет у нас только до 20 октября.


21847