Ба! Знакомые все лица, бренды и товары

Два дня в ноябрьске шла выездная торговля сельхозпроизводителей с юга региона

Жители Ноябрьска встретились со своими старыми знакомыми: на площади возле автовокзала, на улице 60 лет СССР, расположились импровизированные прилавки одиннадцати представителей областного агропромышленного комплекса.

Очередь за тюменским

Конечно, на юг Ямала прибыли далеко не все тюменские аграрии. По словам представителя профильного департамента Анастасии Завориной, начиная с 22 августа, продуктовый десант посетил уже 21 город, в том числе в автономных округах.

– Наш агропром просто не успевает поставлять урожай в полном ассортименте: где-то еще идет уборка овощей, где-то перерабатывающие предприятия не справляются с объемами. Работаем с колес: продавцы и водители выкладываются на все сто. Вот сегодня (ярмарка проходила 12-13 сентября. – Прим. авт.) начали раскладывать товар с 10 утра, а торговать планировали во второй половине дня. Но не тут-то было: жители Ноябрьска уже поджидали нашу продукцию и буквально уговорили открыть продажу еще до полудня.

Несмотря на прохладную погоду, народу на ярмарке было полным-полно. Даже поинтересоваться ценами оказалось не так-то просто, в журналистах сразу начинали подозревать желающих с ходу прикупить рыбку или свиной бок: очередь недовольно ворчала, придирчиво рассматривая наши удостоверения. Скажем сразу: нам так и не удалось скупиться, не хватило времени. Зато разглядели в толпе покупателей множество знакомых лиц, например, известных в городе руководителей явно привлекли нарисованные на рефрижераторе муксун и селедка. Впереди маячили суббота и воскресенье, так что ароматный рыбий хвост, несомненно, стал украшением выходного стола многих ноябрьских семей.

Сглатывая слюну, рассматриваю ценники: рыба холодного копчения – пелядь (242 рубля), ряпушка (284 рубля), далее – по возрастающей. Впрочем, вот вполне доступно по наличности: язь (пласт) – 189 рублей. Про горячее копчение тоже рассказывать? Щука – 195 р., горбуша – 300, муксун – 1 000. Непонятно, почему Юрий Водилов, директор «Сибрыбпрома», до сих пор не открыл в Ноябрьске фирменный магазин? Вот куда бы не зарастала народная тропа!

Делаем из еды культ?

По словам начальника отдела потребительского рынка и защиты потребителей администрации города Вероники Мацоры, в городе работают три коммерческих представительства тюменских коллег, занимающихся реализацией произведенной продукции. Это ОАО «Золотые луга» (Ситниковский и Ишимский молочные комбинаты) с ассортиментом молочной продукции; производственный комплекс «Тюменский бройлер» (Каскаринская птицефабрика) – мясо птицы, куриное яйцо; агрофирма «КРиММ» – картофель и овощи.

– У сельхозпроизводителей нет проблем со сбытом. Они не бегают в поисках покупателей, наоборот, многие торговые сети всячески стараются заманить к себе поставщиков: тюменские предприятия в этом плане выгодно отличаются тем, что у них все с пылу с жару – доставка с поля на прилавок занимает день-два. То же самое касается мясной продукции: нет необходимости замораживать-размораживать, добавлять консерванты и прочие биодобавки для долгого хранения, – комментирует торговый ажиотаж Вероника Вячеславовна.

Еще один хвост выстроился у прилавков с мясом и колбасами свиноводческого комплекса «Согласие». Килограмм свинины – 250 рублей. Нам достался фирменный пакет с адресами магазинов – северного направления в перечне пока нет. Зато крупным шрифтом обозначен «шашлык свиной классический из лопаточно-шейной части», его раскупили еще до нашего визита.

– Чем завтра будете торговать? – спрашиваю Анастасию Заворину. – У вас сегодня все раскупят.

– Поедем домой, – говорит представитель АПК Тюмени. – Люди устали. Эти ярмарки стали для нас настоящим экстримом. Особенно запомнилась дорога в поселок Белоярский Ханты-Мансийского автономного округа: пришлось преодолевать переправу по понтонному мосту. Что касается Ямала, то открытием для тюменских продавцов стал Надым: там мы организовывали ярмарку первый раз, очередь стояла в три кольца. В Ноябрьске покупатель намного избалованнее... Жаль, что закончились кондитерские изделия тюменской фабрики «Квартет», их хватило только до Сургута. Люди подходят, спрашивают конфеты, сладости. И в Муравленко мы приехали без рыбы: ее тоже не хватило. Получили наказ в следующий раз привезти как можно больше.

Кстати, из трех тюменских птицефабрик на сентябрьской ярмарке присутствовала лишь «Пышминская». «Каскаринскую» и «Боровскую» перехватили по дороге. Ноябрьский покупатель был щедр: мало кто отходил от прилавка без трех-четырех лотков в руках. Забыв про холестерин, любители яичницы и омлетов аккуратно укладывали лоточки в багажники машин, возвращались за следующей партией товара. На четвертом месте по спросу (после рыбы, мяса, яиц) я бы назвала картофель: меньше десяти килограммов не брали. Сухой, крупный – клубень к клубню. Цена – 12-13 рублей за кило (мытый картофель по 16 рублей). Тут же в довесок шли капуста, морковь, лук. Лук оказался сыроват, но ноябрьских хозяек этим не напугаешь: «Посушим, потрусим. Главное, что этот сорт репчатого не гниет».

Законный интерес проявили ноябряне в этот раз к рапсовому маслу: если в майский визит тюменцев на эту диковинку смотрели настороженно, то к сентябрю уже распробовали. Тем более что Заводоуковский маслозавод – единственный, кто работает в регионе с рапсом: за последние годы предприятие увеличило посевные площади в 3,5 раза.

– Рапсовое масло мне нравится больше, чем подсолнечное и соевое: при жарке в нем не образуются канцерогены. И ребенок его предпочитает, – говорит покупатель Ирина Семенова. – Я в мае брала две бутылки, а в этот раз хочу взять тару побольше.

Продавец улыбается: «Пятьдесят ящиков с пятилитровыми бутылями «Родного» масла размели за три часа. Осталось только в бутылках».

В поисках выставочных площадей

Вот мы и выяснили главные секреты тюменского аграрного бизнеса: качество и цена, причем качество на первом месте. 176-2-3Ну еще и то, что наше, родное (хороший бренд у рапсового масла!) тоже душу греет. Есть только одно опасение, а не забудут ли про нас овощеводы и животноводы: спрос на их продукцию высок и в Тюмени, и в Екатеринбурге, и в Кургане.

– Договоренность о сотрудничестве между тюменским АПК и Ямалом есть, – говорит Вероника Мацора. – Думаю, что все равно наши предприниматели будут заключать договоры с производителями, отдавая должное покупательским запросам.

Можно договориться о том, чтобы два раза в год тюменцы сами к нам приезжали, но тут есть проблема: у нас в городе нет помещения, в котором регулярно могли бы проходить торговые ярмарки. Использовать для распродаж сельскохозяйственной продукции спортивные комплексы «Зенит» и «Ямал» вряд ли целесообразно.


21719