Творческий полёт

Самолет набирает высоту… Под крылом расстилаются лоскутные одеяла лесов, полей, деревень, встают горные кряжи мегаполисов, мелькают серпантины дорог, города раскидывают в ночи паутину огней, над ними тает закат, придавленный дланью космической тьмы… Дальше – круг над Манхэттеном, майская прогулка по Санта-Барбаре, и вот уже яхты у пристани Монтеррея качают мачтами на прощанье. Снова в путь – через океан, через полмира, чтобы приземлиться на ул. Герцена, 82 в галерее “Новый свет”, где открылась персональная выставка тюменской художницы Татьяны Гамзиной-Бахтий “Взлет/посадка”.

Небольшие картины в рамах со скругленными углами расположены в ряд, кажется, что и впрямь смотришь вниз, на землю, из иллюминаторов самолета. Выше бегут облака – проектор транслирует на стену и потолок изображение живого неба.

По бокам разместились крупные полотна: небоскребы, скалы, мост-призрак в тумане, за-снеженный простор и городок вдали... Над лестницей манят огнями три ночных пейзажа. Экспозицию художница оформляла сама – получилось органичное пространство, для которого целого мира… не мало, нет. Но и не много. В самый раз. Книга отзывов – в виде бортового журнала. Первая запись: “Все выше, выше и выше”.

Гигантские аэропорты в разных частях света, схожие друг с другом как близнецы, подобны узлам кровеносных сосудов – воздушных трасс, опутывающих землю невидимой сетью. Или котлам, в которых люди всех рас и национальностей смешиваются в пестрое, экзотическое варево. Мелькают лица, указатели, вывески. Эскалаторы и бегущие дорожки движутся все быстрее, ритм ускоряется, пейзажи сливаются в калейдоскоп… Пока не остановишься и не вглядишься. В улицу с желтыми такси, будто вынырнувшим из прошлого. В роение толпы среди огней и небоскребов. В городские сумерки…

175-6-2Не каждому выпадает возможность увидеть так много: Чехия, Хорватия, Черногория, Израиль, Таиланд, Германия, Китай, Австрия, США… Сначала были поездки в отпуск, потом мужу пришлось отправиться в командировку за океан, и Татьяна полетела с ним. Работы, представленные на выставке, посвящены в основном странствиям по Америке. Планшет с фотографиями отмечает маршруты: Нью-Йорк – Манхэттен, Калифорния – Сан-Франциско – пролив Золотые Ворота – Стэнфорд… Это путешествие многое изменило в мировос-приятии художницы. Находившись по выставкам и галереям, впервые увидев собственными глазами работы Ансельма Кифера (немца) и Ричарда Дибенкорна (американца), она почувствовала себя отставшей от мирового художественного процесса лет на пятьдесят. Пейзаж “Над Манхэттеном” создан под влиянием Кифера... И все же подход американцев, полагающих академическую школу ретроградством, для Татьяны слишком радикален. Ей интересны инсталляции, мультимедиа, фотография, актуальное искусство, но не разлюбила она и художников Возрождения, импрессионистов, голландскую живопись XVII века и русскую – конца XIX вместе с русским же авангардом.

Училась Татьяна в Тюмени: сначала в детской художественной школе имени Митинского, потом в колледже искусств и филиале Уральской государственной архитектурно-художественной академии, в 2006 году стала членом Союза художников. Среди выставок, в которых она участвовала, – три графических биеннале в Петербурге и конкурс книжной графики Lucca Junior в Италии. Среди наград, которые она получила, – диплом всероссийской молодежной выставки графического искусства в Тюмени и первая премия за работу “Гоголь” (по версии иностранного жюри) на международной неделе искусств Art Week в Москве. Ее произведения включены в международный каталог “222 лучших книжных иллюстратора”. Татьяна сотрудничает с московскими издательствами, особенно тесно с издательским домом Мещерякова, специализирующимся на детской литературе. Правда, после четырех лет упорных иллюстраторских трудов она немного устала от книжек. Захотелось заняться живописью, сменить формат, поработать над большими картинами.

“Кроме того, меня просто заинтересовала тематика города, всевозможных поездок, самого пространства”. Пространства, созданного человеком, обжитого им и превратившегося уже в самодостаточную сущность: в обобщенной живописи Татьяны человек сливается с ландшафтом, растворяется в собственном творении. Ее работы – череда флэшбэков, синтез моментальных впечатлений и ощущений. Воскресить эти ощущения и впечатления в мастерской помогает фотография. “Я не гнушаюсь пользоваться фотографией. 175-6-3Я много наблюдаю. Когда вижу какой-то необычный ракурс, кадр, я его тут же фиксирую, а потом могу перенести на холст”. Коллеги-художники и искусствоведы отмечают мягкость ее живописи, тонкий, приглушенный колорит, гармонию тоновых и цветовых отношений, глубину, своеобразие, умение меняться, оставаясь собой, постоянный рост мастерства…

Остается пожалеть лишь об одном: что не сохранилась ее школьная парта. Обычно за мазню на партах учеников ругают, но парту, разрисованную Татьяной, в школе долго берегли, не решались перекрасить. Каким эффектным экспонатом стала бы эта парта теперь!.. Увы, прошлого не вернуть. Но в настоящем у талантливой и трудолюбивой художница Татьяны Гамзиной-Бахтий происходит много интересного. Недавно увидел свет первый альбом репродукций ее картин. Там все лучшее – путешествия, пейзажи, готические соборы, портреты… Альбом можно заказать. А выставку – посмотреть просто так. Она будет работать до 20 октября.


21699