Минэкономразвития изложило свое видение
На прошлой неделе в Кремле прошло заседание Госсовета, посвященное борьбе с санкциями. Правительству предложено разработать перечень проектов, реализация которых даст возможность провести импортозамещение.
Открывал заседание Владимир Путин. Он заявил, что «ограничения, связанные с санкциями, представляют собой не что иное, как отказ некоторых партнеров России от базовых принципов ВТО». «Таким образом, нарушается принцип равенства условий доступа всех стран – участников экономической деятельности к рынкам товаров и услуг, игнорируется режим наибольшего благоприятствования в торговле и принцип справедливой и свободной конкуренции».
– Делается это всё политизированно. Фактически группа стран в одностороннем порядке позволила себе зачеркнуть эти и ряд других принципов и правил ВТО для России, которая входит в число шести крупнейших экономик мира, – констатировал Путин.
Президент напомнил, что для защиты своих товаропроизводителей от недобросовестной конкуренции Россия приняла ответные меры. При этом подчеркнул, что сейчас необходимо максимально умело использовать важное преимущество нашей страны – ёмкий внутренний рынок, заполнив его качественными товарами, которые производят реальные секторы отечественной экономики:
– По сути, речь идёт о формировании такой экономической политики, такой стратегии, при которой все усилия федеральных и региональных органов власти должны быть ориентированы на развитие реального сектора.
Исходя из этого посыла, глава государства обозначил приоритетные шаги. Во-первых, нужно обеспечить доступность кредитов, создать новые конкурентоспособные по мировым стандартам условия финансирования бизнеса. Поскольку процентные ставки по кредитам часто превышают рентабельность проектов.
Во-вторых, необходимо и дальше развивать инфраструктуру, максимально широко используя инструменты государственно-частного партнёрства, причём не только на федеральном, но и на региональном уровне.
Третьим важным направлением является подготовка квалифицированных специалистов для реального сектора. В этом плане президент отметил, что в соответствии с ранее принятыми решениями в стране заработал Национальный совет по профессиональным квалификациям, уже одобривший и рекомендовавший к утверждению свыше 130 профессиональных стандартов.
Владимир Путин призвал коллег, в том числе руководителей субъектов Федерации, к эффективной работе по импортозамещению в промышленности и сельском хозяйстве.
– За предстоящие 1,5–2 года необходимо совершить настоящий рывок в повышении конкурентоспособности российского реального сектора, сделать то, на что раньше потребовались бы, может быть, даже годы. Очевидно, что решение названных задач зависит не только от правительства, но и от всех здесь собравшихся коллег, от субъектов Российской Федерации. Уверен, что главы регионов будут делать всё возможное для их чёткой и эффективной реализации, – подытожил Путин.
Доклад рабочей группы Госсовета представил руководитель, губернатор Белгородской области Евгений Савченко, продолжает тему «Российская газета».
По словам Савченко, опыт, наработанный в последние годы, даёт основание полагать, что российские производители в состоянии воплотить в жизнь программу импортозамещения. При этом необходима минимальная поддержка государства. Одним из результатов выполнения такой задачи станет создание тысяч рабочих мест в разных отраслях отечественной экономики.
Рабочая группа обратила внимание на то, что правительство должно разработать соответствующий механизм поддержки этих проектов. Он должен предусматривать несколько пунктов, в том числе обеспечение доступа к инвестициям по ставке 3–4% годовых. Для реализации данного пункта предлагается привлекать институты развития.
Кроме того, финансирование проектов должно осуществляться со стороны их инициаторов в размере не более 15% от необходимых сумм инвестиций. В качестве предмета залога следует выставлять сам проект, пояснил Савченко. Механизм поддержки должен включать также и компенсацию трети затрат инвесторов после выхода на проектные мощности.
Также следует нарастить долю российских товаров в структуре торговли. В общем объёме товарооборота доля отечественной продукции должна составлять хотя бы четверть. Такой объём эквивалентен вливанию в реальный сектор экономики страны почти 7 трлн рублей, резюмировал руководитель рабочей группы Госсовета.
Министр экономического развития Алексей Улюкаев обратил внимание присутствующих «на один любопытный аспект». Секторальные санкции «обращены именно к тем секторам российской экономики, которые занимают внушительные позиции на мировых рынках и имеют хороший потенциал развития. Это газовая промышленность, нефтянка, химия, нефтехимия, это оборонно-промышленный комплекс, финансовая и банковская индустрия».
– Думаю, что специальные меры поддержки, специальные меры обеспечения конкурентоспособности должны быть больше всего сосредоточены именно на этих секторах, и здесь мы должны быть не обороняющейся, а наступательной стороной, имея в виду не только импортозамещение, но и занятие достойных позиций на мировых рынках, в мировых цепочках добавленной стоимости.
Для остальных секторов предлагается распространить режим общей экономической поддержки через государственно-частное партнерство, через реализацию наших «дорожных карт», национальной предпринимательской инициативы, через максимальное содействие снижению издержек в области тарифов, в области административных барьеров, в области развития конкуренции:
– Нам необходимо реализовывать проектный подход, который обеспечивает наибольшую эффективность в поддержании наших усилий в обеспечении экономического роста.
В импортозамещении планируют, прежде всего, ориентироваться на компенсацию замещения критических импортных технологий (электронно-компонентная база, наукоемкое станкостроение, инструментальная промышленность, оборудование для нефтегазового комплекса, промышленность катализаторов для химии и нефтехимии). «Если мы обеспечим эти позиции, значит, сбережем огромные объемы национального внутреннего продукта».
«С другой стороны, политика импортозамещения не должна ни в коем случае скатываться в поддержание вчерашних технологий. Если мы замещаем товары рынка, значит, технологии уже созданы, капиталовложения уже произведены и уже во многом окупились. Это ориентация на вчерашний день, консервация отставания, политика догоняющего развития – это не наш выбор. История дает нам примеры того, как страны, которые выбирали такой путь, скатывались серьезно в мировой конкурентоспособности».
Как говорится, легко сказать да трудно сделать. Для того чтобы обеспечить «максимально эффективный режим импортозамещения и повышения конкурентоспособности», предлагается задействовать комплекс мер.
– К этому относится, – пояснил Улюкаев, – использование всего потенциала федеральной контрактной системы. 44-й закон, соответствующие нормативные акты направлены на то, чтобы государственные закупки, больше 8 триллионов рублей федерального бюджета, были сконцентрированы на продукцию услуг отечественных производителей. И здесь мы имеем в виду специальные сегменты закупок, по которым отечественные производители имеют серьезное ценовое преимущество – до 15 процентов цены.
Второе – это серьезное развитие кредита. Мы сейчас действуем в ситуации, когда глобальные рынки капитала для наших заемщиков практически закрыты. Единственный базовый источник финансирования для развития – наша кредитная система.
Минэкономразвития по поручению Владимира Путина вместе с Центральным банком и Министерством финансов занимаются развитием системы, которая позволяла бы для наиболее критически важных секторов (сегментов) российской экономики обеспечивать комфортные условия:
– Это прежде всего механизм проектного финансирования, потому что проекты, длинные проекты, с высокой степенью капиталоемкости отличаются тем, что банки должны принять решения в условиях высокого риска и неопределенности – 10-летние, 15-летние проекты. С другой стороны, нет залоговой базы для того, чтобы и это, и то не подталкивало цену кредита для конечного заемщика в сторону повышения.
Для того чтобы нивелировать эти негативные аспекты, мы постарались выработать систему, при которой сочетаются, с одной стороны, качественный отбор инвестиционных проектов с использованием современной финансовой экспертизы и с использованием механизма приоритезации проектов. С другой стороны, обеспечение наиболее комфортных условий рефинансирования.
Облигации, выпускаемые для обеспечения проектов, сами по себе кредитные требования, по которым банки готовы кредитовать конечного заемщика по проектам, являются объектом залога России на условиях кредита для конечного заемщика по рефинансированию не выше, чем ключевая процентная ставка, плюс 1 процент. При этом сами банки будут фондироваться в Банке России на условиях ключевой процентной ставки минус 1 процент. Таким образом, создаваемая маржа 200 базисных пунктов комфортна для банков и конечных заемщиков.
Сходные схемы распространяются и на условиях кредитования в области проектов в оборонно-промышленном комплексе, в области механизмов ипотечного кредитования и поддержки малого и среднего предпринимательства в условиях секвестризации этих проектов.
Второе важнейшее направление – это использование средств Фонда национального благосостояния. Если речь идет о крупных проектах, важных для экономики, использование средств ФНБ, которые предоставляются по весьма льготной ставке (инфляция плюс один процент), позволяет снизить общую ставку в целом по кредиту и сохранить условия, приемлемые для инвестора.
И еще одно важнейшее направление – стимулирование экспорта, прежде всего несырьевого экспорта. Здесь большие резервы. В соответствии с принятой «дорожной картой» планируется обеспечивать темпы роста несырьевого экспорта не менее 6 процентов в год. Для этого задействовать такой механизм, как экспортные кредиты, субсидирование процентных ставок, страхование предпринимательских и политических рисков, предоставление государственных кредитов и гарантий.