В Тюменской филармонии состоялось открытие концертного сезона. Для всех меломанов оно стало настоящим событием – выступление Государственного академического симфонического оркестра России им. Светланова под управлением Владимира Юровского. Солист – британский скрипач Даниэль Хоуп. Они представили на суд зрителей очень необычную программу.
В последний раз Госоркестр приезжал в Тюмень, когда еще дирижером был Марк Горенштейн. Теперь появилась возможность познакомиться с дирижером новой формации, который большую часть своего рабочего времени проводит за рубежом. Владимир Юровский – потомок известной музыкальной династии, его отец и дедушка тоже дирижировали, но в творчестве он идет своим независимым путем.
Много экспериментирует и увлекает в этот процесс коллектив, возглавляемый им с 2011 года. Из традиционной классики в Тюмени прозвучала только Симфония №1 Чайковского. Кстати, тоже не так часто исполняемая, обычно играют Симфонию №5. Все остальное – для истинных меломанов, впрочем, даже для них были открытия.
В первом отделении прозвучали произведения, объединенные темой Первой мировой войны.
– Мне кажется, что по прошествии времени становится ясно: Первая мировая – самое страшное и самое трагическое событие XX века, – так начал концерт Владимир Юровский. – Оно повлекло за собой дальнейшие катаклизмы – революцию в России, распад четырех империй – Российской, Германской, Австро-Венгерской и Османской, об этом нельзя забывать.
Фрагменты симфонической картины Анатолия Лядова «Из апокалипсиса» написаны в 1912 году. Тогда мир был пропитан апокалипсическими настроениями, но люди даже не представляли, что их на самом деле ждет, каким будет тот самый конец света. В произведении он показан вполне канонически – через страдания к светлому будущему. Анатолий Лядов умер в 1914 году, проводив своего сына на фронт. Он так и не узнал, что всем обернется.
Спустя несколько месяцев после начала войны Клод Дебюсси пишет «Героическую колыбельную» – лаконичную, но вместившую в себя весь ужас происходящего. Если внимательно вслушаться в музыку, то становится понятно, что это похоронный марш, переходящий в плач по убитым солдатам. Дебюсси посвятил его бельгийцам, первым принявшим удар. И, наконец, сочинение нашего современника Габриэля Прокофьева. Внук знаменитого Сергея Прокофьева живет в Англии, он не говорит по-русски, но считает себя русским. В его произведении есть отсылы к музыке деда, хотя они очень условны. В остальном его Концерт для скрипки с оркестром, написанный в этом году, настоящий образец авангарда, иногда даже с элементами какофонии. Идея сочинения принадлежит британскому скрипачу Даниэлю Хоупу, который и солировал в Тюменской филармонии. Концерт посвящен 100-летию начала Первой мировой, но, по словам Владимира Юровского, он не только о тех людях, он о нас. Однако настроения, лежащие в основе, соответствуют тому времени. Сначала непомерная заносчивость и гордость всех участников, подготовка к войне как к празднику. Потом смятение, ужас и строгая заупокойная музыка. И все это звучит в необыкновенно быстром темпе, которым заправляет дирижер. Помимо солирующей скрипки много внимания уделяется партиям ударных, иногда они выходят на первый план. Есть элементы рэпа, техно, но вся эта современная музыка используется не ради развлечения, а для усиления эффекта. Неожиданно, провокационно, но впечатляет.
Директор концертно-театрального объединения, куда входит и Тюменская филармония, Михаил Бирман уверен, что наша публика уже готова к восприятию таких произведений. Пора расширять репертуарные границы. Хотя некоторых, после привычной популярной классики, Чайковского или Рахманинова, может шокировать такой авангард. Я думаю, это надо слушать для общего развития, ведь музыкальная жизнь, в том числе и академическая, не стоит на месте.