Партия власти упрочивает свои позиции, остальные думские партии резко проседают
Подавляющее преимущество, полученное «Единой Россией» 14 сентября на выборах как регионального, так и муниципального уровней, эксперты связывают с объединением общества и партий вокруг Президента РФ Владимира Путина.
– Партии во многом имеют тождественную позицию, – подчеркнул с трибуны медиафорума «Регионы России» Дмитрий Медведев. – Единодушны в том, что касается стратегических государственных решений.
– Президент нам обеспечил дополнительную электоральную поддержку, это действительно так, – подтвердил с той же трибуны секретарь генсовета партии власти Сергей Неверов.
Влияние сложившейся ситуации на общество отметили и представители других думских партий. В частности, лидер КПРФ Геннадий Зюганов сказал, что выборы носили открытый, честный и принципиальный характер, проходили на фоне «сложного кризиса, который охватил всю планету».
Напомним, выборы различных уровней состоялись в 84 из 85 субъектов Федерации (не голосовали в Ингушетии). В том числе в Крыму и Севастополе – отдельных субъектах страны. Проводилось около 5,8 тыс. избирательных кампаний. В общей сложности решалась судьба более 40 тыс. мандатов.
Выборы высших должностных лиц прошли в 30 регионах. В 14 регионах – выборы законодательных собраний. Избирались мэры трех административных центров субъектов. Официальные итоги будут подведены через несколько дней.
Согласно предварительным результатам, средняя явка на губернаторских выборах составила 46,25%, что на 12% выше прошлогоднего показателя. Все 30 кандидатов, участвовавших в выборах глав регионов с приставкой «врио», теперь могут ее отбросить. Их показатели превысили 50%. Поэтому второго тура не будет ни в одном из регионов.
В Республике Алтай фаворита на второй тур спас перевес менее чем в один процент. Александр Бердников преодолел 50%-ный барьер, набрав 50,63%. Сравнительно невысокие показатели у Егора Борисова в Якутии (58,79%). При этом 15 кандидатов набрали более 80%.
Наибольших результатов добились: Николай Меркушкин в Самарской области (91,35%), Вадим Потомский в Орловской области (89,17%), Алексей Гордеев в Воронежской области (88,81%), Андрей Бочаров в Волгоградской области (88,63%), Валерий Шанцев в Нижегородской области (86,93%), Владимир Якушев в Тюменской области (86,56%), Борис Дубровский в Челябинской области (86,37%), Алексей Орлов в Калмыкии (85,45%), Алексей Кокорин в Курганской области (84,87%), Александр Соловьев в Удмуртии (84,84%), Владимир Владимиров в Ставропольском крае (84,22%), Олег Королев в Липецкой области (81,83%), Рустем Хамитов в Башкирии (81,71%), Павел Коньков в Ивановской области (80,32%), Юрий Берг в Оренбургской области (80,28%).
На губернаторских выборах в Санкт-Петербурге побеждает Георгий Полтавченко (79,25%), в Коми – Вячеслав Гайзер (78,97%), в Псковской области – Андрей Турчак (78,36%). Владимир Миклушевский остается у власти в Приморском крае (77,49%), в Ненецком автономном округе – Игорь Кошин (76,7%), в Астраханской области – Александр Жилкин (75,08%).
В Алтайском крае выборы выиграл Александр Карлин (72,97%), в Кировской области – Никита Белых (69,98%), в Курской области – Александр Михайлов (66,81%). В Новосибирской области побеждает Владимир Городецкий (64,97%), в Мурманской области – Марина Ковтун (64,69%), в Красноярском крае – Виктор Толоконский (63,28%). На выборах в Вологодской области лидирует Олег Кувшинников (62,98%).
Высокие показатели «единороссов» на региональных выборах – прямая производная от устойчиво высокого рейтинга президента, делится на страницах «Эксперта» своими соображениями замруководителя Фонда ИСЭПИ Александр Пожалов. Ведь все «врио», которые пошли на досрочные выборы, получили поддержку Владимира Путина. А губернаторы воспринимаются как представители федеральной власти. С другой стороны, эти результаты он объясняет отсутствием серьезных конкурентов действующим губернаторам. Представители других партий либо были отозваны, либо не прошли муниципальный фильтр, либо не вели серьезной борьбы.
Меня удивило обостренное желание значительного числа кандидатов партии власти на губернаторских выборах иметь нелогично запредельный результат. Видимо, они хотели кого-то поразить. Я не понимаю, зачем нужна такая гонка за процентами. Она никого ни в чем не убеждает, напротив, только порождает дополнительные вопросы. Тем более что для того, чтобы нормально себя чувствовать и не испытывать никаких проблем ни в регионе, ни в Кремле, достаточно иметь процент в районе 60-65, полагает Виталий Иванов, руководитель Центра региональных исследований ФоРГО.
По мнению эксперта, высокий процент в ряде регионов можно объяснить, в том числе слишком активным досрочным голосованием. Это должно стать предметом как публичного, так и не публичного разбирательства. Потому что если эту проблему не купировать, она будет воспроизводиться. И на будущий год ситуация может повториться.
Единый день голосования зафиксировал падение поддержки партий, представленных в Госдуме. Самые серьезные потери понесла «Справедливая Россия». Из 13 регионов, где проводились выборы по партийным спискам, «справороссы» прошли только в пяти субъектах РФ: Республике Алтай, Волгоградской области, республиках Тува, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия. Партия проиграла выборы в Ненецком округе, Хабаровском крае, Брянской и Тульской областях, Республике Марий-Эл – тогда как по итогам выборов 2009 года «Справедливая Россия» в заксобрания этих субъектов проходила. В ряде случаев результаты упали почти втрое, как в Хабаровском крае – с 15,45% до 4,37%.
Зампред фракции «Справедливой России» в Госдуме Михаил Емельянов назвал низкий результат партии «набором случайностей»: «У нас не вождистская партия, мы сильны местными лидерами, а выборы прошли в регионах, где у нас не лучшие организации, кроме Волгограда». «Не надо делать выводы о закате партии», – призывал он.
Депутат Госдумы от «Справедливой России» Александр Бурков, курировавший выборную кампанию, заявил на страницах «Коммерсанта»: итоги обусловлены тем, что «партии осознанно не обостряли проблем, жертвовали результатом ради единства и спокойствия».
КПРФ не прошла в Туве, Крыму и Севастополе. А там, где список коммунистов все-таки попал в региональный парламент, она набирала в 2,5 раза меньше голосов избирателей, например, в Брянской области (с 23,68% в 2009 году до 9,01%).
Кампания шла в условиях военной мобилизации вокруг представителей лидера страны, поясняет член президиума ЦК Компартии Сергей Обухов.
Он указывает на то, что на фоне роста патриотических настроений периферия электората КПРФ «перешла к правящей партии», тем не менее «его ядро осталось». «Мы видели, что было желание сделать вторыми партию Жириновского, его постоянно показывали по телевизору, но КПРФ смогла этому противостоять».
ЛДПР не провела своих представителей по партспискам в Татарстане и Туве. Результаты партии также упали, например, с 10,35% до 5,55% в Брянской области. При этом ЛДПР провела список в заксобрание Карачаево-Черкесии, где до этого не была представлена. Депутат Госдумы Алексей Диденко объяснил некоторое снижение партийных результатов тем, что «раньше регистрацию имели семь партий, сейчас – 63».
Гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров отмечает, что в стране значительно ослаб протестный фон. Большинство партий и избирателей солидаризировались с позицией президента и его команды в связи с присоединением Крыма, украинским кризисом, а также на фоне сложных отношений России и Запада. В результате политический контекст существенно поменялся. И резонанс от многих выборных кампаний был пониженным. Большинство оппозиционных партий лишились своей прежней повестки, а новую еще не сформировали. При этом региональные и муниципальные выборы сегодня людям не очень интересны. Внутренние противоречия, как идеологические, так и политические, которые еще год назад казались значимыми, отошли на дальний план. А главный политический конфликт, который существует в умах россиян, напряжения между Россией и Западом. На его фоне внутренние противоречия просто меркнут.
Руководитель близкого к ОНФ и администрации президента Института социально-экономических и политических исследований Дмитрий Бадовский называет снижение результатов «справороссов» «трендовым»: результат им обеспечивали не федеральные, а местные лидеры. По его мнению, «Справедливая Россия» еще может изменить тренд до 2016 года. ЛДПР эксперт называет партией номер два в России на настоящий момент, так как она «обошла КПРФ» там, где выборы проводились по смешанной системе. Бадовский не исключает, что это положение дел «ситуативно». Также он ожидает обострения конкуренции за места по партспискам в заксобрания в 2015 году накануне выборов в Госдуму для получения льготы (партия, список которой прошел в парламент хотя бы одного региона, имеет право участвовать в думских выборах без сбора подписей).
Эту льготу по итогам выборов 14 сентября получили «зеленые», которые прошли в Кабардино-Балкарии, и «Гражданская сила» – в Ненецком округе. Председатель «зеленых» Анатолий Панфилов объяснил успех тем, что партия имела в республике сильное отделение, «кроме того, мы поддержали нового главу региона Юрия Кокова».
«Гражданская сила» (ГС) входила в число партий, поддерживаемых центром политтехнолога Андрея Богданова. Он пояснил, что в Ненецком округе у ГС «сильные руководители», кроме того, в небольшом регионе достаточно просто «обеспечить 5% голосов».
Право на выдвижение кандидатов в Госдуму без сбора подписей до этих выборов имели четыре парламентские партии, а также «Яблоко», РПР–ПАРНАС, «Коммунисты России», «Правое дело», «Родина», «Гражданская платформа», «Пенсионеры России за справедливость», «Патриоты России». Теперь таких партий 14.
Парламентская оппозиция готова к консолидации с властью по внешнеполитическим вопросам, но в остальном к единению не стремится. На медиафоруме «Регионы России» лидеры КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» критиковали и выборы, и политическую систему, и друг друга. Так, лидер «справороссов» Сергей Миронов посетовал, что «социальное согласие в условиях внешней угрозы» привело к тому, что партии «принесены в жертву». Лидер ЛДПР Владимир Жириновский сказал, что партийная консолидация не может быть воплощена «ни во что». А представители малых партий, таких, как «Коммунисты России» и «Яблоко», предложили еще раз подумать, можно ли делать какие бы то ни было далеко идущие выводы в отношении позиции 75-80% людей, не пришедших на выборы.