27 августа отмечали День российского кино. Праздник не только тех, кто производит важнейшее из искусств, но и нас, зрителей. Ведь в конечном итоге каждый сценарист, режиссер, продюсер мечтает о том, чтобы его творение дошло до людей. Пусть и не все в этом признаются.
С одной стороны, кажется, что кризис в кинопроизводстве миновал. Ежегодно снимается множество фильмов и сериалов. Однако количество еще не означает качество. Большинство этой продукции является откровенной халтурой. А то, что приравнено к настоящему искусству, просто не доходит до зрителей. Кинотеатры не ставят эти ленты в прокатную сетку, так как они, по мнению руководства, не собирают приличную кассу. Скачать в Интернете тоже становится проблематичным. Таким образом, картины, получающие призы на международных фестивалях, имеют больше шансов для показа за рубежом, нежели у себя на родине.
В этом случае радует только одно: все же есть еще фильмы, способные достойно представлять отечественный кинематограф. Они спорные, не всегда однозначные, порой откровенно вызывающие. Даже критики расходятся во мнении на их счет. Однако настоящее искусство и должно вызывать дискуссии. Последний фильм скандального режиссера Валерии Гай Германики «Да и Да» получил приз на Московском международном фестивале и премию Международной ассоциации прессы (ФИПРЕССИ). Но это ничуть не помогло его прокатной судьбе. Он шел в кинотеатрах всего четыре дня, да и то лишь в Москве.
Относиться к творчеству Валерии можно по-разному, но ни в коем случае нельзя поступать по принципу «Не видел, но осуждаю». К тому же, если Гай Германика регулярно получает награды на мировых смотрах, стоит повнимательнее к ней приглядеться дома. Кто-то из критиков сравнил картину «Да и Да» с потоком сознания, а это тоже одно из направлений искусства. И пусть все эти плавающие камеры и посылы придумала не Валерия, она нашла им нужное применение.
Еще одна лента, получившая мировое признание, – «Левиафан» Андрея Звягинцева. Ей рукоплескали на Каннском фестивале, а на родине либо игнорировали, либо ругали. Быть не таким, как все, идти своим путем в искусстве – значит, держать постоянную оборону. Хотя, если внимательно разобраться, единственное, в чем реально обвиняют фильм, это использование нецензурной лексики. Споры о ней в художественных произведениях ведутся давно. официальный запрет уже положил на полку многие картины: их нельзя ставить в телевизионный эфир, демонстрировать в кинотеатрах. А если начать подчищать, то получается нечто несуразное.
Но это авторское кино, что же касается так называемого мэйнстрима, то здесь ситуация иная. Никто ничего не запрещает, однако и смотреть эти фильмы не слишком хочется. Достаточно увидеть некоторые рекламные ролики, и возникает ощущение, будто над тобой откровенно издеваются, принимая за ограниченного человека. Из последних меня просто «убил» ролик фильма «Горько-2». Не видела первую часть, вторую точно лицезреть не стану. И подобных примеров множество. Экраны просто захлестнули бездарные комедии, и от этого грустно.
Проблема с хорошими сценариями – одна из основных в современном российском кино. Когда невозможно придумать оригинальный, не спасает и старый сюжет на новый лад. Недавно появилась информация, что собираются переснимать культовый советский фильм «Экипаж». Боюсь, все сведется к обилию спецэффектов и слабо прописанным диалогам. Тенденция делать «кальку» с зарубежных фильмов и сериалов тоже продолжается. Причем иногда продюсеры покупают права, а иногда делают проект «по мотивам». И тогда любое совпадение можно считать случайным. По крайней мере создатели так думают, но внимательные зрители сразу же видят, с какой картины списан сюжет.
Уже сделали «кальку» с английского сериала «Любовницы». Его русская версия запланирована на ближайший телевизионный сезон. Возможно, у нас получится «калька» с «кальки», поскольку существует еще и американский вариант. Английский более сдержанный, американский – страстный. Какой выйдет в России, увидим в скором времени.
Идут разговоры и о нашей версии культового сериала последних лет «Игра престолов». Однако фэнтези не наш жанр, ничего выдающегося пока в нем не снято. К тому же необходимо найти интересный сценарий, который заставит зрителей каждый вечер приникать к экранам. А как я уже говорила, одна из главных проблем отечественного кинематографа – отсутствие качественных сценариев.