Продукты – на полку, а цены – на замок

На днях состоялся круглый стол на тему «Как изменятся ассортимент тюменских магазинов и цены в связи с запретом на «импортные продукты».

В нем приняли участие директор ООО «Ишимский мясокомбинат» Александр Петров, исполнительный директор ООО «Тюменьмолоко» Владимир Пастернак, генеральный директор ООО «Ясень-Агро» Петр Табанаков, председатель совета директоров ОАО «Золотые луга» Лео Шмунк, начальник управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Андрей Пантелеев, президент Торгово-промышленной палаты Эдуард Абдуллин, председатель комитета по аграрным вопросам и земельным отношениям областной Думы Юрий Конев и заместитель губернатора, директор департамента АПК Владимир Чейметов.

Пантелеев: «Чего мы лишаемся в связи с эмбарго и в каком объеме? У нас, как известно, присутствуют федеральные, региональные и локальные торговые сети. Последние представлены многочисленными магазинами шаговой доступности. И наличие в разных сетях вышеозначенных продуктов тоже совершенно разное. Доля зарубежных товаров достаточно серьезно представлена в торговых комплексах «Ашан» и «Метро», не являющихся российскими. И какие продукты там подпадают под санкции, нужно детально разбираться. Меньше всего эта проблема касается региональных сетей, тем более магазинов «у дома». Есть разные непроверенные сведения, сколько процентов полок в том или ином случае могут оказаться пустыми – называют цифры от 10 до 30 процентов».

Конев: «Если убрать все иностранное из крупных сетей, то процент может быть больше. Но не потому, что нет товара. Они (руководство магазинов) искусственно не пускают наши продукты на полки. Разумеется, как только возникнет дефицит, то будут вынуждены обратиться к местным производителям. Я убежден, что мы выполнили все их заявки».

Пантелеев: «Замена поставщиков – это ежедневная жизнь сетей. На днях заместитель губернатора Олег Заруба инициировал организацию штаба при губернаторе, в который вошли сельхозтоваропроизводители, торговые сети, специалисты и руководители департаментов АПК и тарифно-ценовой политики, управления, лицензирования и другие представители. Штаб будет осуществлять постоянный мониторинг не только в торговле, но и в производстве продуктов, чтобы отслеживать ценовую практику. Обязывает нас к этому и Москва. Мы ежедневно отправляем в центр информацию о ситуации в торговле. Сегодня мы не видим заметного роста цен, не обнаруживаем и пустых полок. Тем не менее в штабе проговариваются варианты, с которыми может столкнуться торговля. Все сходятся в одном – может возникнуть дефицит рыбы, в частности, лососевых. Выяснилось, что две компании, присутствующие в Тюмени, уже приобретают мурманского лосося вместо норвежского. Да, у них есть различия, но потребителям нетрудно будет поменять предпочтения. Идет поиск и других альтернатив».

Конев: «Если «оживить» Дальний Восток как положено, то мы сможем потреблять красную рыбу, причем выращенную не на искусственных кормах. А это уже другое качество… Да и цена другая. Кстати, что показал первый мониторинг цен?».

Пантелеев: «По рыбе, в частности по лососю, будут изменения. Если возникает дефицит, начинает расти цена. И тут требуются регулирование и контроль. По мясной группе вопросов не будет, у нас есть свои производители «мраморной» говядины. Эксперты уверены, что «просядет» не торговля, а рестораны, которые ориентированы на деликатесы».

Чейметов: «Цены удерживаются в разумных рамках также благодаря государственной поддержке сельхозтоваропроизводителей и переработчиков. В результате Россия полностью обеспечивает себя яйцом. Наша страна уже вышла на экспорт мяса птицы, близка к полному обеспечению населения свининой. Почти до четверти урожая зерновых нынче готовы реализовать за границей. И только производство молока, говядины и рыбы остается узким местом.

В нашей области аграрное производство развивается гораздо успешнее, чем в целом по стране. Как вы знаете, в ООО «Казанская рыба» проведена модернизация. Построено новое производство в Бердюжье. Созданы замечательные рыбопромышленные площадки в Сладково и Тюменском районе… Эта база позволяет нам обеспечить рыбой не только регион, но и вывозить продукцию за пределы области.

Наши производители могут выполнить заявки других субъектов Федерации. Сейчас, к примеру, серьезно наращиваем объемы производства молока, и нашим сельхозпроизводителям уже тесно в рамках области. Мы кропотливо строили рыночную сельскохозяйственную экономику. Надеюсь, что нынешняя ситуация даст возможность развернуться активным и предприимчивым людям.

У большинства хозяйственников есть серьёзная программа развития. Скажем, «Ясень-Агро» уже третий год строит откормочные площадки для 10 тысяч голов КРС, а «Золотые луга» запустили современнейший завод, который производит полезные для здоровья молочные продукты. Оба предприятия – а их руководители присутствуют здесь – активно расширяют рынки сбыта, осуществляют маркетинговую стратегию, эти бренды прочно укоренились в сознании жителей не только нашей области. На предстоящей выставке-ярмарке Уральского федерального округа в начале сентября тюменские сельхозтоваропроизводители готовы вновь громко заявить о том, что готовы направить потоки высококачественной продукции в те регионы, где будет дефицит».

149-1-3Конев: «Бюджетная поддержка сельхозтоваропроизводителей, без сомнения, сохранится на прежнем уровне. Но нам необходимо будет выделить направления и тех предпринимателей, которые смогут обеспечить самое быстрое и эффективное увеличение производства продуктов питания. Нужно также поддержать личные подсобные хозяйства, которые обеспечивают 47 процентов областных объемов. При всем при том не следует забывать об эффективности использования бюджетных средств».

Чейметов: «В последнее время мы серьезно вкладывались в перспективу. Более 60 процентов бюджетных средств направлялось на компенсацию затрат сельхозтоваропроизводителей на современную технику и оборудование, сушильно-сортировальное хозяйство, генетику племенного скота и другие объекты капитального характера. Мы с нетерпением ждем, когда из торговли исчезнут «санкционные товары», чтобы заполнить их нашей свежей, качественной продукцией. Не секрет, что ею пока еще затовариваются склады наших сельхозтоваропроизводителей. К примеру, в тех же «Золотых лугах» пока без движения продукции более чем на 250 миллионов рублей. Одного только качественного твердого сыра скопилось 80 тонн. Эта компания довольно крупный игрок на рынке одиннадцати регионов. Сегодня пришел поделиться своими соображениями председатель совета директоров».

Шмунк: «В основном с Запада нам везли йогурты. Транснациональные компании, у которых огромный бюджет, продвигают его к нам как полезный продукт. На самом деле это сомнительного свойства сладкий десерт. Европарламент запретил рекламу этого продукта. В некоторых так называемых йогуртах даже нет молока».

Чейметов: «Очень важно отметить, что этот якобы молочный продукт довольно длительного срока хранения. То есть, несомненно, содержит консерванты».

Шмунк: «А бактерии могут жить в йогурте 5-6 дней. Если же он произведен в стерильном цехе, каким является новое ситниковское производство, то 9 дней. Мы делаем кефир не из закваски, а из грибков, как это было в советское время. Это настоящий кефир. Для выращивания грибков содержим большую лабораторию. Если говорить о настоящей, живой молочной продукции, то Запад, однозначно, поставить ее нам в течение десяти дней не сможет».

Пантелеев: «Вы делаете прекрасные твердые сыры – «Пошехонский» и «Голландский» в парафиновой оболочке. У потребителя пользуются спросом такие деликатесы, как «Маздам» и «Пармезан». В состоянии ли «Золотые луга» освоить технологию их изготовления?»

Шмунк: «Тюменская область отличается от других регионов еще и тем, что имеет очень качественное молоко с хорошим содержанием белка для производства сыров. Однако у населения пока еще нет культуры потребления. При выборе отдают предпочтение сырам подешевле, хотя производители не скрывают применения в них растительных жиров. Производство «Маздама» и «Пармезана» – вопрос инвестиций. У нас же пока не хватает средств на достойную рекламу того, что производим. Тем не менее в части поставок натуральной молочной продукции готовы закрыть все заявки торговли. Кстати, Челябинская область покупает у нас значительно больше продукции, чем Тюменская. И это при том, что новый завод в Ситниково загружен всего на 30 процентов».

Пастернак: «Четкая стратегия нашей компании расписана до 2017 года. Бюджет развития ежегодно исполняем на 102-103 процента. Если потребуется, то всего за неделю сможем увеличить производство молочных продуктов на 15–20 процентов. На днях «Тюменьмолоко» вышло на переработку 100 тонн молока в сутки».

Табанаков: «А «Ясень-Агро» летом специально садит коров на дешевый рацион, чтобы они меньше давали молока, так как переработка захлебывается от избытка сырья. Осенью у нас все склады будут забиты и сырами, и маслом, и мороженым. За неделю сможем повысить надои на 101–105 процентов».

Петров: «В сегменте колбас и мясных деликатесов с введением эмбарго на юге области не изменится ничего. На сегодняшний день доля местных товаропроизводителей составляет 80–85 процентов. Наш Ишимский мясокомбинат занимает в этой тюменской валовке 45 процентов. Продукция из Омска. Кургана, Москвы, Екатеринбурга – оставшиеся 15-20 процентов. На долю импорта приходилось меньше одного процента. Это уникальные сыровяленые колбасы, венгерский бекон и другие «экзотические» изделия, отсутствие которых массовый потребитель вряд ли заметит. Не вижу предпосылок для изменения каких-то стратегических направлений на рынках сбыта. Мы двумя руками за контроль ФАС по ценам. По сути, они уже достаточно поднялись. Ввоз свинины был ограничен из-за африканской чумы за рубежом, соответственно в России появился дефицит сырья. Выросли цены на колбасной переработке. Дороже стали комплексные добавки к кормам, запчасти, оборудование. Если курс евро меняться не будет, не вижу предпосылок для роста цен на нашу продукцию. По поводу изготовления нашим предприятием «Хамона» и других деликатесов, могу пока лишь сказать, что эта ниша становится все интереснее и перспективнее».

Абдуллин: «Давайте поговорим о продвижении товара. Предыдущий и текущий годы ознаменовались такими событиями, как «Мясной базар» и «Молочная страна». Почему бы не устроить «Сырный базар»? Сейчас нужно воспользоваться ситуацией для продвижения продукции. Продолжить работу с округами. Когда наши сельхозпроизводители побывали в мае на Севере, жители округов оценили новый облик Тюменского агропромышленного комплекса. Но там непростая конкурентная среда. Так что войти в северный рынок будет непросто. Нужно это делать на системной основе. У нас есть преимущество – покупатель, без сомнения, выберет свежее и качественное. Хорошо, что тюменцы уже приступили к ломке северных стереотипов».

Шмунк: «15 лет назад, когда «Золотые луга» привезли свои продукты в Сургут, местный завод изготавливал все из сухого молока. И дети отказывались от нашего свежего молока, заявляя, что оно невкусное. Им по душе был «порошковый» вкус».

149-2-6Чейметов: «Сейчас мы с округами согласовываем серию осенних выставок-презентаций и ярмарок, на которых наши сельхозтоваропроизводители представят продукцию в расширенном ассортименте. Разумеется, повезем туда картофель и овощи нового урожая. Там люди не избалованы свежими продуктами. И это серьезная ниша.

Пантелеев: «Подводя итог нашему разговору, хотел бы призвать торговые сети и сельхозпроизводителей работать в той цене, которая есть. Но взять объемами: увеличить поставки в округа и другие регионы. Благо качество и репутация продукции безупречны. Нашему производителю следует работать с федеральными, региональными и локальными сетями. Если сконцентрироваться, например, на федеральных сетях и наладить туда бесперебойные поставки, то ваша продукция может попасть на полки других регионов. Однако учтите: 78 процентов объемов торговли приходится на магазины шаговой доступности. И можно совершить большую ошибку, обходя их вниманием, так как именно здесь в основном формируются покупательские предпочтения у массового потребителя».


21315