Если вы помните, именно с этой фразы и начались приключения Алисы в Стране чудес. В фильме, о котором у нас пойдет речь, эта фраза тоже будет присутствовать – не впрямую, опосредованно, через кинематографический образ. Но не только герои фильма будут постоянно рекомендовать главной героине различные маршруты и адреса, и она…
Но давайте по порядку. Год назад в Тюмени, которая, как вы понимаете, не является центром мировой киноиндустрии, был снят полнометражный художественный фильм под говорящим названием «Очень старая сказка». Широкого экрана он пока не получил. Снят группой энтузиастов и практически на свои небогатые средства. Скептики поспешат воскликнуть: ах, энтузиасты! Значит, очередная любительская бессвязная кинуха! Ну, не скажите, потому что, к славе нашего города, все обстоит совсем не так.
Итак, главные действующие лица: очень добрый папа, любящая дочь Настя, поющий гость с гитарой, мачеха – полная стерва, дочь стервы, темный философ, продажный врач, хороший врач, внезапный спаситель Насти и другие персонажи. По названию-то – сказка, а по сюжету и набору персонажей – чистый триллер.
Под Новый год в коттедже посреди леса собралась компания родственников и примкнувший к ним гость (кстати, его играет известный композитор Григорий Гладко). Гость исполняет свой шлягер «А может быть корова…», и они собираются с добрым папой уехать по делам. Гость уезжает первым, папа – чуть позже. И вот на заснеженной дороге случилась беда – папа попадает в тяжелейшую аварию…
Затем мы видим папу на больничной койке. Он в коме уже год. Настя постоянно приходит к нему, впрочем, как и мачеха. Но Настя приходит с чистым сердцем и любовью, а мачеха… закон жанра требует, чтобы она проявила свое злодейство. И она говорит продажному доктору (Сергей Ханин): мол, я готова к любому исходу. Мол, вы понимаете? А дома закатывает истерику Насте: «Что ты все молчишь? Что, пожалейте бедную сиротку?» – «Я не сиротка!» – «Ах, как я устала от всего!»
Тут и начинается, собственно, триллер. Нарисовывается некий темный философ, обзывает стерву эгоисткой, которая напрасно тратит деньги. Ему лучше умереть, заключает он. И вот мы видим, как стерва сует деньги в карман продажному доктору. Зачем?
И тут из небытия возникает хороший доктор, который, оказывается, весь год наблюдал Настиного отца. Вместе с доктором начинается мистика. Сей добрый эскулап (Владимир Орел) открывает Насте тайну – если она хочет спасти отца, то должна найти корпорацию «12 месяцев». «В лунную ночь, когда задует северный ветер, иди в самое высокое здание. Там найдешь Софью Петровну, она даст тебе волшебный ключ…». (Вот он, первый белый кролик).
Дальше зритель начинает теряться в догадках: что же происходит на самом деле? Скорее всего, стерва подсыпала Насте что-то психотропное от продажного доктора, потому что происходящее похоже на глюки. Дочь стервы заявляет ей, что она сумасшедшая и кидалась на врачей, а потом с ведьминым выражением лица орет: «Отдай ключ!». Очередной глюк – стерва плавает в бассейне, как утопленница, лицом вниз, а потом выползает, как краб, из воды и тоже орет про ключ.
Фильм неоднозначен – того требует закон жанра. Угадать, что будет дальше, невозможно. Начинаешь сомневаться – Настины ли это глюки или твои, зритель. Внезапно меняются времена года, появляется некий добрый человек (Анатолий Бузинский). Он почему-то везет Настю в очередное «самое высокое» здание, где ее ждут с виду хорошие люди, но все кончается уже знакомым «Отдай ключ!». То есть кругом дьяволиада. Бесовская полиция, которая почему-то преследует девочку и следит за ней, очередное «самое высокое здание»… И тут наступает момент истины. Члены этой якобы корпорации, среди них она видит… отца, ей предлагают поменять отца на стерву, которую выводят за руки, и она злобно орет: «Лучше бы я утопила тебя в бассейне!». Итак, чтобы отец вернулся к жизни, нужно чтобы вместо него в кому впала стерва или вообще умерла. Так сохранится равновесие в природе. Особенно уговаривает девочку папа. «Ты не мой папа! – в отчаянии кричит девочка, – он бы так никогда не посоветовал!..». И этот глюк с псевдопапой рассыпается.
Снова сценарный вираж. Настя опять в «самом высоком здании». Бесконечные коридоры. Из-за угла выходит малышка со счетами в руках и кивком приглашает следовать за ней. (Второй белый кролик). И опять мудрейшая Софья Петровна. Ее основной тезис – мир не такой, каким мы хотим его видеть. Нет разницы между миражом и реальностью. Словно в подтверждение ее слов, яблоко в руках этой, видимо, колдуньи превращается в мерзкого паука. Или это опять Настины глюки? Авторы фильма безжалостно испытывают чувство реальности происходящего у зрителя. Все давно измерено числами, напутствует Настю Софья Петровна. И твой случай тоже. По ходу фильма происходит знаковая встреча доброго доктора с темным философом. Оказывается, они… поспорили, спасет Настя отца или нет. А спасти может только чистая душа без греха. Но темный философ нарушил условия… Какие? Очень старая сказка. Вечная борьба добра со злом. Она продолжается и в фильме. Я не буду больше пересказывать его содержание, просто нужно посмотреть киноленту. Скажу только, что, как и в каждой сказке, все кончается хорошо.
А теперь о самой работе. Запутанность сценарных ходов, недосказанность эпизодов, мистическая аура только подстегивают зрительский интерес. И никакой пошлости, никаких заимствований, все свежо и оригинально. И об авторах – сценарий и режиссура Владимира Дровалена, идея, великолепная камера, продюсирование и режиссура Эдуарда Улыбина, щемящая, сказочная музыка, проходящая через весь фильм, – Сергея Дьяконова-Дьяченко, финальная песня Жанны Прохорихиной. Ну и, наконец, сопродюсер, он же добрый папа – Александр Тарабыкин, а любящая дочь Настя – Саша Тарабыкина. Я не знаю, где вы сможете увидеть этот фильм, но если хоть одна тюменская телекомпания, например, «Регион-Тюмень», покажет это доброе кино перед Новым годом, это будет подарком для нас всех.