Храм муз не терпит суеты

Публичные музеи в России, как и в Европе, появились в ХVIII веке. С тех пор они стали неотъемлемой частью нашей культуры. Тюмень тоже можно назвать городом музеев. Музей изобразительных искусств, областной краеведческий, музей «Городская Дума», Дом Машарова, усадьба Колокольниковых, музей археологии и этнографии, музей геологии, нефти и газа...

Более 15 лет назад познакомился я с Виктором Ефимовичем Копыловым, доктором технических наук. Он создал при Тюменском нефтегазовом университете музей истории науки и техники Зауралья. Бывал я здесь не единожды и всякий раз поражался его масштабности, богатству коллекций. Зал минералов, зал фотоаппаратуры, зал радиоаппаратуры… Экспозиции постоянно пополняются. Не так давно открыли зал авиации, где выставлены образцы продукции моторостроительного объединения и электромеханического завода, связанные со становлением воздушного флота в нашем регионе, фотографии, рассказывающие о роли авиации в освоении нефтегазовых недр области. И всякий раз меня смущало отсутствие в музее экскурсионных групп. Уверен: туристы, посещающие Тюмень и Тобольск, наверняка проявили бы интерес к нему, будь «храм муз» включен в план экскурсий.

На базе музея, при достаточном финансировании, можно организовать научные чтения, посвященные Д.И. Менделееву, авиаконструктору А.С. Москалеву, знаменитым нефтяникам и газовикам. В.Е. Копылов сейчас работает над пятой книгой «Окрик памяти» – об истории нашего края и его людях.

Мне довелось последние три года участвовать в краеведческих конференциях «Наше наследие», проводимых в Заводоуковске при участии комитета по культуре Заводоуковского городского округа. Проходили они в просторном зале училища искусств. В конференциях участвовали не только сотрудники музеев из Ялуторовска, Омска, Ишима, Санкт-Петербурга, Тюмени, но и школьники старших классов и студенты. Кроме сообщений по краеведению, обязательны доклады по истории завода № 499, связанные с личностью его директора А.С. Москалева. Завод сыграл огромную роль в становлении Заводоуковска как города. Да вот беда, небольшой деревянный дом из трех комнат не позволяет развернуть достойные экспозиции. В запасниках музея имеется много экспонатов, которые дожидаются нового просторного здания, обещанного коллективу музея несколько лет назад.

В Тюмени есть несколько предприятий, которые позаботились о создании ведомственных музеев. Более 30 лет существует, например, музей на Тюменском электромеханическом заводе. В последние годы благодаря ветерану завода А.М. Соханскому полностью обновлена экспозиция. Недавно завод отметил 55-летие со дня основания. Были приглашены ветераны, они осмотрели зал, где в фотографиях представлена история завода, познакомились с образцами авиационной техники, которые до сих пор выпускает предприятие.

Замечательный музей был у судостроителей. Но после перепрофилирования завода его свернули и законсервировали.

В ДК железнодорожников развернута экспозиция истории Тюменского отделения Свердловской железной дороги. Самый большой экспонат – паровоз ФД – красуется на улице.

Музей моторостроительного объединения расквартирован далеко за городом, на территории предприятия, и практически недоступен для осмотра, хотя посмотреть там есть на что. Здесь находятся уникальный авиадвигатель самолета вертикального взлета и посадки Як-38, двигатель крылатой ракеты «Москит», ракеты зенитного комплекса «С-300» и другие образцы.

Небольшую экспозицию имел когда-то завод медицинского оборудования и инструментов.

В этом году в Тюмени открылось региональное отделение Российского исторического общества. Может быть, руководители его проявят инициативу и объединят ведомственные музеи в ассоциацию музеев Тюмени? Это позволит более эффективно проводить работу с экскурсионными организациями.


21212