Всеобщая технологическая мобилизация

Российский инженерный корпус вновь востребован

В понедельник президент Владимир Путин провел совещание по вопросам замещения импортной продукции, используемой в российском оборонно-промышленном комплексе. Рассмотрен и окончательно согласован план, подготовленный вице-премьером Дмитрием Рогозиным. К выполнению плана, который оценивается на уровне 1 миллиарда долларов, будут подключены не только государственные, но и частные компании.

Участники совещания собрались в зале президентской резиденции «Ново-Огарево» приблизительно за полчаса до появления Владимира Путина. Настроение у некоторых заметно приподнятое: вице-премьер Дмитрий Рогозин оживленно беседовал с министром финансов Антоном Силуановым и министром обороны Сергеем Шойгу.

Замминистра обороны по вооружениям Юрий Борисов и министр промышленности и торговли Денис Мантуров рассматривали папки, в которых содержались материалы к совещанию, причем у Борисова папка была огромной (чего нельзя сказать о папке Мантурова). Помощник президента Андрей Белоусов, министр экономического развития Алексей Улюкаев, гендиректор Объединенной ракетно-космической корпорации Игорь Комаров, руководитель Федерального космического агентства (Роскосмос) Олег Остапенко, президент госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов и другие сели на места позже. В зале оказался и первый заместитель главы Службы внешней разведки Сергей Винокуров, затаившийся между Комаровым и Борисовым, входит в подробности «КоммерсантЪ».

Президент вышел в не менее хорошем расположении духа.

– Как вчера закончили на заводе? – поинтересовался он у сидевшего по правую руку вице-премьера Дмитрия Рогозина, участвовавшего накануне в закладке трех новых подводных лодок на заводе «Севмаш».

– Отпраздновали, – с улыбкой ответил Рогозин.

– Отпраздновали? Лодки только заложили, ещё не построили, а уже празднуете. Это по-нашему! – заметил Путин и тут же добавил: – Праздновать надо, когда закончится строительство.

– Мы собрались, чтобы обсудить ряд вопросов реализации государственной программы вооружений, выполнение всех наших обязательств, планов в сфере военно-технического сотрудничества. И прежде всего речь пойдет об ускорении работы по так называемому импортозамещению в оборонно-промышленном комплексе. О максимально широком переходе на отечественные материалы, комплектующие при производстве специальной техники и вооружения.

Наша задача – обезопасить себя от рисков невыполнения контрактов нашими иностранными партнерами, в том числе речь идет о рисках политического характера. Необходимо обеспечить своевременные поставки требуемых узлов и компонентов, строго следить за их качеством.

Президент отметил «очевидные вещи»:

– Первое: мы, точно совершенно, всё можем сделать сами. Все абсолютно! Второе, не менее важное,– цена, третье – качество.

Мы уже не раз поднимали эту важную тему, договорились, что создадим рабочую карту. Вопросы, которые мы обсуждаем, безусловно, ключевые вопросы военной, экономической безопасности России, технологической и производственной независимости, нашего технологического суверенитета.

При всех сложностях, с которыми мы сталкиваемся – а особых сложностей пока, честно говоря, я не вижу, но тем не менее, эти сложности в конечном итоге должны пойти нам на пользу. Мы должны развернуть собственное производство там, где его пока не было. Тем более некоторые вещи, которые мы получали и которые были задействованы по программе госвооружения, они старенькие уже. Технологии старые и оборудование, на котором всё это производится. А мы должны сделать на современной, высокотехнологичной базе. Так, как это у нас получается, когда мы соответствующим образом организовываем работу. И, конечно, деньгами ни в коем случае разбрасываться не нужно, надо все посчитать: сколько стоит.

В закрытой части заседания с профильными докладами выступили Мантуров, Белоусов, Борисов, Остапенко и Рогозин. Ответственные за военное производство российские чиновники не скрывали беспокойства: «Примерно с середины марта на Украине выпущен нормативный документ, запрещающий поставку комплектующих для российского оборонно-промышленного комплекса», – рассказывал заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов. По его словам, на украинской таможне скопился большой объем продукции, предназначенной для России и проавансированной на 80 процентов.

16 июня президент Украины Петр Порошенко официально заявил о запрещении сотрудничества с Россией в сфере ОПК. Под запрет попали поставки вертолетных двигателей ТВ3-117, ВК-2500, Д-136. Комплектующих к авиационным двигателям АИ-222 (для учебно-боевых Як-130) и Д-436 (для самолетов Ан-148). Речь идет о продукции «Мотор Сiч». А также разработки николаевского завода «Зоря-Машпроект» для российских кораблей класса «фрегат». В космической отрасли подвисли проекты с днепропетровским предприятием «Южмаш».

Наблюдатели присматриваются к украинским предприятиям. Прежде всего к украинскому объединению «Зоря-Машпроект» в Николаеве – крупнейшему на территории бывшего СССР разработчику и изготовителю судовых газотурбинных двигателей. Ими оснащаются фрегаты и эсминцы российского ВМФ. В России такие газотурбинные двигатели не производятся. Попытки воспроизвести хотя бы старые советские силовые установки успеха не принесли. А, по данным прессы, в соответствии с программой вооружений не меньше трех десятков российских кораблей должны были получить украинские двигатели. Мало того, без них Москва не сможет реализовать экспортные контракты на постройку фрегатов для Индии.

Надо отметить, «Зоря-Маш-проект» – одно из немногих украинских производственных объединений, для которых разрыв военных контрактов с Россией не обернется экономической катастрофой. Из ежегодных доходов в 250-300 млн долларов на газотурбинные двигатели для военных кораблей приходится всего около 14 процентов. Главные же доходы – от станций перекачки газа, которые используются на всех газопроводах России, Туркмении, Казахстана, просвещает нас «Огонёк».

Для запорожского объединения «Мотор Сiч» военные контракты с Россией – вопрос жизни и смерти. Запорожское производственное объединение изготавливает двигатели для практически всех российских вертолетов: Ми-8, Ми-171, Ми-24, Ми-35, Ми-26, Ми-28, Ка-27, Ка-29, Ка-32, Ка-50, Ка-52. А кроме того – двигатели для учебно-боевых самолетов Як-130, сотни которых в ближайшие годы должны были получить Вооруженные силы РФ. «Мотор Сiч» также производило и двигатели для крылатых ракет, которыми вооружены российские стратегические бомбардировщики. Надо сказать, что и здесь российский ОПК пытался обеспечить импортозамещение. Были созданы мощности по производству авиационных двигателей. Но, по самым оптимистичным прогнозам, в России получается пока что изготавливать не больше 50 двигателей в год. А по программе вооружений нужно делать по 150 вертолетов ежегодно.

Очевидные проблемы могут возникнуть и у Ракетных войск стратегического назначения. На боевом дежурстве РВСН сегодня находятся 46 баллистических ракет Р-36М «Воевода», каждая из которых несет по 10 ядерных боеголовок. Таким образом, на этих ракетах находится чуть меньше трети всего ядерного потенциала России. Проблема, однако, в том, что речь идет об очень старых ракетах – они развернуты с 1988 года. А их гарантийный срок – всего 15 лет. Чтобы продлять срок (а это происходило уже несколько раз), требуются постоянное гарантийное обслуживание и авторский контроль со стороны производителя. Между тем все эти тяжелые ракеты были разработаны КБ «Южное» и произведены на заводе «Южмаш». И все годы после распада СССР бригады с «Южного» регулярно отправлялись на стартовые позиции отечественных ракет, дабы осуществлять необходимое гарантийное обслуживание. А КБ осуществляло конструкторский контроль. Юрий Борисов утверждал, правда, что все проблемы с обслуживанием этих ракет удалось решить, оно передано российским предприятиям. Однако замминистра при этом признавал, что «Воеводы» как минимум лишатся конструкторского наблюдения и сопровождения. Когда речь идет о ракетах, несущих треть российского ядерного потенциала, перспектива несколько тревожная.

Хотя, если иметь в виду, что санкции наносят тяжелейший удар по украинским предприятиям, можно предположить: их руководители попробуют обойти запреты.

Как бы там ни было, план реализации по импортозамещению продукции, одобренный ранее в Правительстве РФ, был согласован и одобрен Владимиром Путиным. По данным участвующих в совещании источников, переход на использование отечественных компонентов в ОПК должен уложиться приблизительно в $1 млрд. Эти средства будут собраны как за счет экономии средств ныне действующих федеральных и целевых программ, так и за счет только формирующихся. Как уточнили в правительстве, выделенная сумма «плавающая»: «Пока это только планы, которые еще будут корректироваться».

Наблюдатели отмечают: в отличие от Дмитрия Рогозина, Юрий Борисов оптимизмом не преисполнен. «Очевидно, он понимает, что выполнить указание президента о полном импортозамещении в сфере ОПК несколько сложнее, чем написать план на эту тему».

Очевидно и то, что подобного рода маневром государство поворачивается лицом к инженерному корпусу, о котором вроде бы все хлопочут, но который, начиная с 90-х годов, де-факто отодвинут от властной «кормушки» (руководителей-инженеров сменили «эффективные менеджеры») и влачит жалкое существование. О смене парадигмы говорить пока не приходится, но поставленные задачи, несомненно, будут этому способствовать. Обращение к мозгам вообще, и к инженерным мозгам в частности, сулит технологические чудеса.


21111