Хлеба или зрелищ?

(исторический очерк о развитии ялуторовской культуры в XIX–XXI вв.)

Начало в № №116, 118, 124, 128.

15 августа 1922 года прошло торжественное собрание в честь 4-й годовщины рабоче-крестьянской милиции. Вечером в городском театре (где находилось это учреждение, неизвестно) состоялась постановка драмы «На разных дорогах» сочинения Н. Фролова. Автор выступил в роли генерал-губернатора. Цены умеренные. Играл оркестр.

1925 год. В городском профессиональном клубе проводятся городские праздники: Международный день кооперации, 8-летие создания рабоче-крестьянской милиции, 20-летие восстания 1905 года и другие, организованные уездными комитетами партии и комсомола, женотделом.

1927 год. На заседании краеведческого кружка при городской библиотеке принято решение о создании в Ялуторовске общественного музея. 9 ноября состоялось торжественное открытие краеведческого музея. Энтузиастами-краеведами руководила библиотекарь А.Ф. Зубарева. Ей активно помогали учитель, председатель районного методического бюро М.Д. Чукавина, представитель окружного музея А.М. Кузнецов.

Так начиналась другая эпоха в истории ялуторовской культуры – советская.

В начале тридцатых годов в Ялуторовске встают в строй первенцы первых пятилеток – лесопильный завод и завод сухого молока. Открытие крупных промышленных предприятий привело к росту градообразующих кадров. В Ялуторовск на заработки ехали из окрестных деревень полуграмотные мужики. Параллельно с гигантскими преобразованиями в сфере экономических отношений надо было столь же быстрыми темпами решать другую, крайне важную, государственную задачу обучения грамотности, воспитания широких масс на образцах любви и верности советскому строю.

В предвоенные годы удалось ликвидировать неграмотность. Для стимулирования этого процесса обучающимся грамоте предоставляли целый ряд социальных льгот, в том числе бесплатное посещение кинотеатра и клуба.

Развивается телефонная сеть. Первый коммутатор на 50 номеров появился в 1923 году – в городскую телефонную сеть включены Томилово, Памятное, Сингуль. В 1937 году проложен телефонный кабель по улицам Ленина и Революции, а абонентов, проживающих на улицах Новикова и Свободы, соединили с телефонной станцией воздушной линией. В 1926 году жители города получили возможность связаться с Тюменью по телефону. Первый ламповый радиоприемник установлен в 1925 году в конторе связи, вскоре появилось еще четыре – на железнодорожном мосту, вокзале, в райкоме партии и маслосоюзе, радиоузел мощностью 10 Вт смонтирован в конторе связи.

В 1920-1930 гг. в Ялуторовске выходит газета «Красный вестник», с 1 июля 1930-го – «Колхозная правда». В начале 30-х годов в здании школы для девочек был открыт педагогический техникум, готовящий кадры учителей начальных классов. А в здании тюрьмы развернулся техникум молочно-индустриальной промышленности Центросоюза.

Несмотря на очевидные успехи культурной революции, нельзя не отметить, что эта сфера была чрезмерно идеологизирована. Героика и романтика первых пятилеток перемежались с ложным политическим пафосом, партийными лозунгами. Образовательные и культурные учреждения, газеты несли на себе печать партийных установок того времени. Множественность точек зрения, критика отдельных недостатков, любое отступление от генеральной линии – все это воспринималось как посягательство на основы существующего строя, а производственные ошибки расценивались как вредительство.

Теоретическим обоснованием репрессий 30-х годов стал миф о нарастании классовой борьбы по мере успешного продвижения общества в строительстве социализма. «Врагами народа» беспоч-венно объявляли и работников культуры. В 1937 году репрессирована одна из основателей музея М.Д. Чукавина, которая в 1917 году состояла в партии эсеров, была секретарем Ялуторовской ячейки. Такая же участь постигла режиссера Ялуторовского колхозного театра В.Н. Смельского-Добронравова, первого директора театра М.Я. Крупинина.

Карающая десница лишила жизни многих служителей культа. В 1932 году был арестован ОГПУ протоиерей Всехсвятской церкви г. Тюмени, уроженец г. Ялуторовска Н.А. Протопопов, в этом же году вместе с епископом Тобольским и Березовским Иринархом Синеоковым, епископом Тюменским и Курганским Иоанном Братолюбовым по сфабрикованному обвинению осудили епископа Ялуторовского Серафима Коровина. Среди расстрелянных в 1937-1938 гг. – староста ялуторовской церкви М. Устюгова, член церковного совета Л. Богданова, прислужница М. Водянова, бывший келейник архиерея А. Креков, бывшие священники И. Вергунов, А. Жуковский, В. Першуков, бывшие монахини В. Савина, А. Ступина, А. Трофимова.

В начале 30-х годов стерты с лица земли два православных храма – Сретенский собор и Вознесенская церковь. Причем из кирпича первого построен Дом культуры. Взорванная Вознесенская церковь лишилась удивительных фресок, расписанных талантливым художником-самоучкой Григорьевым, который умер в 1921 году от тифа. В ликах Девы Марии и Магдалины он запечатлел своих сестер.

В 20-30-е годы Ялуторовск по-преж-нему оставался городом ссыльных, куда отправляли под надзор милиции неугодных новой власти людей. Старожилы рассказывали, что по городу ходили сосланные оппозиционеры, которые называли себя троцкистами-ленинцами и расклеивали листовки в защиту Троцкого, которого сослали в Среднюю Азию. Группу оппозиционеров можно было встретить на танцах, в кино. В мае 1935 года в Ялуторовск был сослан Яков Козлов, экономист по образованию, активист левого фронта искусств – ЛЕФа. В документах НКВД проходил как неисправимый троцкист. Позднее он строил Магадан.

По воспоминаниям жительницы г. Ялуторовска Нины Позняковой, просторные клубные учреждения использовались не только по прямому назначению: «Следующая издевательская кампания – это «чистка соваппарата». Вот где было поле деятельности для анонимщиков и клеветников. В комиссию стали поступать порочащие людей заявления, в гортеатре комиссия устраивала открытые «судилища», попавший в список «вычищаемых» должен был публично перед полным залом людей и президиумом комиссии по чистке исповедоваться в своих грехах, рассказывать свою биографию.

Продолжение следует.


21065