Когда в городе работает только один театр или, как в Тюмени, два, зрители ходят на их спектакли. Одни вынужденно, ведь альтернативы нет, другие любят свой театр, своих актеров и актрис. Но тем и другим очень интересно знать: как выглядит театр на фоне иных? Я не имею в виду столичные раскрученные коллективы, я говорю о провинциальных. Но к нам в лучшем случае привозят с гастролями по одному спектаклю, и какие-либо выводы сделать трудно.
И вот случился большой гастрольный тур «Театральные просторы»: три сибирских театра, пятнадцать лучших, как сказано в рекламе, спектаклей. Смотрите, сравнивайте! У нас закрывал тур драматический театр Томска (один из старейших в Сибири!).
Открыли томичи гастроли в Тюмени комедией по пьесе У. Шекспира «Двенадцатая ночь». У нас этот спектакль уже шесть сезонов играет молодежный театр «Ангажемент». Место действия комедии – выдуманная страна Иллирия. Томичи представляют этот волшебный мир похожим на турецкий курорт, где все ходят в спортивных трико китайского производства и сидят в пластиковых креслах. «Ангажемент» создал эту страну в духе сказок Шахерезады: одежда героев, оформление сцены напоминает восточные мотивы.
С удивлением прочитал на сайте томского театра, что этот спектакль поставлен в 2014 году.
Мало что могу сказать про актеров, но ощущения ансамблевой игры у меня не возникло ни разу: слишком разновозрастными они были. В комедии Шекспира томский Орсино – человек лет 40 с хвостиком, наверное, забывший времена своей молодости, когда был безумно влюблен. Диалоги томичей больше похожи на парные монологи – «разговаривая», актеры почти не смотрят друг на друга, а все слова отправляют в зрительный зал. Далеко не сразу я понял, где кто, и программка мне не помогла. В общем, создается впечатление, что в исполнении гостей – это бытовая комедия, имеющая не много общего с пьесой Шекспира.
В «Ангажементе» же основной состав – молодежь. Влюбленность у молодых – перманентное состояние, им не надо наигрывать это чувство, не надо его вспоминать: они живут им. В спектакле заняты: Орсино – Денис Юдин, Оливия – Екатерина Душина и Юлия Шек, Виола – Екатерина Захарова, Мария – Надежда Емельянова (первый её выход на сцену был в этой роли!).
«Забыть Герострата» по пьесе Георгия Горина доводилось мне смотреть в исполнении разных театров. Но, увы, мне не запомнился ни один. Девять лет назад в Тюмень с гастролями приехал Тобольский драматический театр имени П.П. Ершова – он потряс меня. Томская и тобольская постановки предлагают зрителям задуматься над замыслом автора. Из какого сора появляются «звезды»? Как они зарабатывают себе известность и популярность? Жил себе в Эфесе базарный торговец Герострат, работал в меру сил, был никому не известен. Вот взял и сжег храм Артемиды – одно из чудес древнего мира, и все перевернулось: сразу стал известен.
Томский театр соорудил посреди сцены грандиозную лестницу, на которой действующие лица располагаются согласно своему политическому весу в обществе – наверху сатрап персидского царя Тиссаферн, в самом низу, в пыли валяется презренный преступник Герострат. Лестница играет существенную роль: по ходу действия герои перемещаются по ней: чем дальше откладывается суд над Геростратом, тем ниже скатываются «сильные». Их падение начинается с простого любопытства, затем они покупают сочинения уголовника. А дальше Клементина, жена правителя, желая прикоснуться к славе Герострата, делит ложе с преступником, а сам сатрап не брезгует тюремной баландой из его миски. Одновременно поднимается Герострат. Сначала он лебезит перед тюремщиком, а ближе к концу действия уже командует Тиссаферном.
Этот спектакль открыл для меня тобольский театр и его замечательных актеров: Василия Микульского (Герострат), Олега Пешкова (Клеон), Николая Макаренко (Тиссаферн).
Хорош актерский ансамбль и у томичей. Особо отмечу работу актера над ролью Герострата: очень точная и, на мой взгляд, самая удачная. Понравилась мне работа гримеров – немного я видел спектаклей, где грим так соответствует образам.
Общее впечатление: томская постановка «Герострата» – добротная, хорошо сбалансированная, артисты держат внимание зрителей на всем протяжении спектакля.
Пьеса Алехандро Касона «Деревья умирают стоя» – одна из популярных в России. Тюменский драмтеатр ставил эту пьесу дважды. Второй раз ставят ее и в томском театре. Ей в качестве эпиграфа хорошо подходят слова Александра Грина: «Если душа человека жаждет чуда – сделай для него это чудо. Новая душа будет у него, и новая у тебя».
Не могу понять, чем руководствовался режиссер спектакля Сергей Куликовский, кромсая текст. Тюменская версия спектакля идет 150 минут, томская – 105. И с этими «лишними», на взгляд постановщика, минутами ушло многое, и главное – ожидание чуда. Судите сами: из первого действия Куликовский удалил описание конторы, где встретились не знакомые друг с другом и сотрудниками конторы Изабелла и сеньор Бальбоа, лишними оказались фокусник, охотник, нищий и пастор. Изабелла из клиента конторы капризом режиссера превращается в секретаршу директора. Исчезает интрига, важная для начала – нет описания конторы как загадочного места, нет портрета благородного сеньора Бальбоа, который в опасной ситуации смело заступается за незнакомую девушку. Убраны примеры, иллюстрирующие «благотворительность духа». Зачем-то введена «новая» фишка – параллельный показ сцен: беседы Бальбоа с директором слева на авансцене и подготовки двух пожилых женщин к приезду какого-то гостя. Действие непонятно зачем все время тормозится, искусственно разрывается на мини-эпизоды, переключается с одного плана на другой. Значительно сократил режиссер и конец второго действия. А там – беседа Маурисьо и Изабеллы по итогам первого дня у «бабушки». Томские актеры стараются, но у них мало что получается. Неплоха Изабелла, но почему, взяв с собой «полный гардероб» – десятки костюмов и три вечерних платья, она ни разу не переоделась. Бабушка донья Эухения играет, как в обычной бытовой комедии.
В Тюменской драме заняты Вениамин Панов, Анта Колиниченко, Марина Слепнева. Маурисьо – первая крупная работа молодого Сергея Скобелева в нашем театре, позволившая раскрыть его талант. Ознакомившись с сюжетной линией, могу с уверенностью сказать, эта постановка – одна из лучших работ режиссера Алексея Ларичева в тюменском театре.