«Июль – грозник, молнии мечет, дубы калечит», – говаривали в старину. А на самом деле – щедрый и красивый месяц, сказочное время. Не зря эта пора имеет еще ряд поэтических определений: сенозарник, червень, страдник, сеностав, жарник, грозовик. Золотое времечко – время сенокоса, сенозарниц. А еще в июле краше всех деревьев цветет и благоухает липа, чем вовсю пользуются труженицы-пчелы, собирая с нее нектар. Оттого добытый мед – это липец. И одно из старинных названий июля. Словом, июльское приволье – не только для пчел раздолье.
Обряд очищающий
Начало месяца. Аграфена Купальница, идущий за ней Иван Купала и ещё через несколько дней "Петры-Павлы" сливались в один большой праздник, наполненный для древнерусского человека огромным смыслом и потому включающий множество обрядовых действий, песен, приговоров, всевозможных примет, гаданий, легенд, поверий.
На Аграфену особенно торжественно мылись и парились в банях, именно в этот день заготавливали банные веники на весь год. А еще в ночь с Аграфены на Иванов день существовал обычай "выкатывать ржи" то есть мять их, валяясь по полосе. Пожалуй, самым главным событием дня был сбор трав, кореньев для лечебных и знахарских целей.
…Еще бесконечна вокруг благодать божья, лето еще только-только настоялось, а день уже идет на убыль. Скоро настанет жаркая страда деревенская. И потому теперь – самая пора празднеств. В старые времена девушки собирались на лугах и в лесах, водили хороводы, связывали ветки берез своими лентами, обменивались крестиками, украшениями, чтобы обозначить свою дружбу, «брали обязательства» друг перед дружкой не заглядываться на «твоего» парня, плели венки из березы и полевых трав, а потом пускали по реке. Украшали, кстати, дома березовыми ветками – от них, говорят, идет положительная энергия. Дерево оберегает и от грозы – молния в дом не попадет, если рядом растет береза.
В обыденном сознании летние праздники связываются с торжеством природы, ее триумфом – неизбывной энергией солнца в сочетании с буйством и силой восходящей жизни растений, всего сущего на земле, с радостью бытия. Горьковатый ли запах полыни, разбросанной по дому, ветки ли березы, украшающие каждый уголок сельского подворья, веселые ли игрища в пору дурманящего разнотравья... У разных народов – разная атрибутика и мотивация, идущие из глубин верований и обычаев.
Макушка лета тяжела…
В давние времена существовали поговорки: «Плясала бы баба, да макушка лета настала», «Всем лето пригоже, да макушка тяжела». С наступлением этого месяца в буйство разнотравья набивали постели летней соломой, добавляли еще и целебную растительность от тех болезней, которые были у человека. Спеют плоды и ягоды, настает страда летних работ, сгребают и складывают сено в стога. Женщины раньше, отправляясь вместе с семьями к дальним сенокосным угодьям, одевались в самые праздничные одежды, радовались предстоящей работе, встрече с солнцем и природой. Потому что июль-сенозарник озаряет поля лучистым светом. А коль на травах роса – легче ходит коса…
Издавна было подмечено, что певчие птицы поют только до Петрова дня. А про кукушку говорили, мол, ячменным колоском подавилась – потому и не кукует больше. Дни потихоньку укорачивались. Завершались и последние обряды завивания березок, гаданий с зеленью, катаний на качелях и вождения хороводов. Эти гуляния сопровождались гаданиями о суженом. Парни ходили среди девок, закрыв лица платками, а девушки должны были их узнать, что означало скорую свадьбу.
Кузьминки да Андрей-наливы
Кузьма и Демьян, или Летние Кузьминки, приходятся на пору сенокоса, прополки огородов. Причем женщины успевали не только справиться с работой, но и отметить праздник. Они выставляли на стол растительную пищу, которую готовили и собирали вскладчину (женские братчины), с пивом, разговорами и песнями.
15 июля почитали Утицу-Берегиню. Берегиня – это Богиня, принимающая образ птицы и связывающая два мира – людей и зверей. Отсюда и второе название Зверинская Богородица. С принятием христианства представления об Утице-Берегине соединились с образом Пресвятой Богородицы, которую в народе прозвали Сырой, поскольку одноименная икона по реке приплывает. В этот день женщины выносили полотенца, чтобы сельские труженики, отойдя от сенокосных угодий, омылись в реке и вытерлись этими чудодейственными полотнами, на которых были вышиты обережные знаки. И действительно, пропадала усталость, светлее становилось на душе.
Ко дню Андрей-наливы (17 июля) озимые уже были «в наливе», а «батюшка-овес до половины дорос». Варили овсяные каши и кисели, которые «так хороши, так вкусны». Этой зерновой культуре посвящали множество хвалебных слов.
На Афанасьев день примечали: месяц играет – силы копит, под играющим месяцем да среди хлебного поля молодец мужает. В некоторых деревнях вечером выходили смотреть на игру ночного светила. Если луна при восходе своем видна была, она казалась перебегающей с места на место – такое «играние» считалось предвестником хорошего урожая. Говорили: «На Афанасия Афонского месяц на всходе играет – к урожаю. Хороши игры месяца – хорош урожай и уборка его, а если из гнилого кута наволокло тучи – будет дождь». Считалось также, что баню можно рубить, лишь когда месяц на исходе, только в таком случае она будет чистой, и болезни приставать не будут. В этот день на исходе макушки лета сжигали куклу в честь богини Лады, устраивали трапезу в честь Лады и Лели.
Один из завершающих июль дней имел образное название «Сысой ходит по росе босой». Персонаж по имени Сысой слыл человеком, живущим в единении с природой. Про таких шла молва: «В лесу родились, под кустом крестились, вокруг дерева венчались, пенькам молятся». Люди всегда хотели жить в гармонии с окружающим миром, ладить с ним, а потому рождали легенды и своих легендарных героев, коим стремились подражать...



