Владимир Путин дал старт началу строительства БАМа-2
Во вторник Владимир Путин в режиме телемоста поздравил железнодорожников со знаменательной датой – 40 лет назад было принято решение о начале строительства Байкало-Амурской магистрали. Глава государства дал старт торжественной церемонии укладки «серебряного звена» – секции железнодорожного полотна на перегоне Таксимо – Лодья, символизирующей начало строительства новой железнодорожной ветки БАМа и работ по модернизации Транссиба.
БАМ – одна из самых протяженных железнодорожных магистралей в мире – 4300 км. Трасса проходит через 6 горных хребтов, более 200 станций и разъездов, свыше 60 городов и поселков, пересекает 6 судоходных рек. На ней построено 2230 мостов и 8 тоннелей. Объем грузовых перевозок по Транссибу и БАМу – порядка 12 млн тонн в год. Идея такой магистрали возникла еще в ХIХ веке, но реализация началась при СССР.
Пропускная способность БАМа, строившейся с большими перерывами с 1938 года, а в активной фазе с 1974-го по 1984 год, в настоящее время составляет около 16 миллионов тонн, но из-за инфраструктурных ограничений наблюдается острый дефицит провозной и пропускной мощности.
Поручение о модернизации Транссиба поступило от Владимира Путина в июле 2013 года. Причиной стало то, что БАМ и Транссибирская магистраль достигли предела своих пропускных возможностей.
В свое время Байкало-Амур-ская магистраль проектировалась как составная часть комплексного проекта по освоению значительных природных богатств районов, по которым пролегла дорога. На пути БАМа изначально планировалось построить от девяти до одиннадцати территориально-промышленных комплексов-гигантов, но в итоге был построен только один. Теперь перспективы одной из крупнейших железнодорожных магистралей мира связаны со строительством новых участков дороги к месторождениям в Якутии и развитием портов Ванино и Советская Гавань.
РЖД уже приступили к работам по развитию Восточного полигона, включающего БАМ и Транссиб. Проведен публичный технологический и ценовой аудит проекта, подготовлены графики выполнения проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ, создан проектный офис – Дирекция развития железных дорог Восточного полигона.
Реализация проектов обеспечит заказ для российской промышленности в объеме порядка 200 миллиардов рублей и даст возможность освоения дополнительного грузопотока в 75 миллионов тонн в год.
Модернизация Восточного полигона по консервативному варианту оценивается в 562 миллиарда рублей до 2018 года, из которых 302 миллиарда готовы взять на себя РЖД, остальные 260 миллиардов потребуются от государства, в том числе 150 миллиардов – из Фонда национального благосостояния, сообщает РИА «Новости».
Президент России общался с участниками телемоста из резиденции в Ново-Огарево, а они с ним – из трех разных точек: со стадиона в Тынде, с пикета №8 и с перегона Таксимо – Лодья.
Перегон Таксимо – Лодья стал центральной точкой на участке второй линии пути БАМа, которая пройдет от станции Северобайкальск до станции Хани. На перегоне делегацию участников телемоста возглавлял глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин. Там, когда в кадре появился Президент России, раздались бурные аплодисменты.
В короткой зажигательной речи Владимир Путин заявил, что люди, которые работали на строительстве БАМа, совершили трудовой подвиг. Нынешнему поколению энтузиастов предлагается повторить его, увеличив мощности БАМа в два раза, но в более короткие сроки.
Краткий курс истории БАМа в изложении президента выглядел так:
– К сожалению, в 90-х годах возникли известные трудности, прежде всего экономического характера, даже встал вопрос о том, нужно ли было стране так напрягаться, для того чтобы возводить эту магистраль. Но это все с началом 2000-х годов не только прошло, а стало очевидным, что БАМ в высшей степени востребован, его уже не хватает.
Намечены большие средства в расширение БАМа, и, на мой взгляд, это должно вдохновлять наших ветеранов, должно показать им всем, что они работали не зря, не напрасно. Они осуществили огромный, очень нужный для страны проект, который будет развиваться и дальше.
На расширение возможностей БАМа и Транссиба из Фонда национального благосостояния будет направлено 150 млрд рублей, напомнил глава государства, добавив, что все вопросы уже согласованы.
Владимир Путин заявил, что сейчас работа пойдет над тем, чтобы «закрепить за нашей страной статус мощной транспортной державы», и после этого каждый участник телемоста считал своим долгом подчеркнуть чрезвычайное геополитическое значение проекта, отмечает «КоммерсантЪ».
Президент поблагодарил всех железнодорожников за работу в 1990-х – начале 2000-х годов, «когда на инфраструктурных компаниях держалась вся экономика страны». Именно они тогда «спасли страну, не дали рухнуть экономике». «По-настоящему это еще не оценено».
– Ура!!! – раздалось на перегоне Таксимо – Лодья, когда президент закончил.
Люди радовались скорее собственному энтузиазму, который они несли на этот перегон. Глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин рассказал президенту, что трудно сказать, когда точно началось строительство БАМа, но считается, что 8 июля 1974 года, когда вышло соответствующее постановление Совмина.
– Это действительно была эпохальная стройка, – сказал Якунин. – Мы никогда вас не подводили и не подведем. Не подвели во время строительства сочинской инфраструктуры. Не подведем и здесь. Мы, конечно, все сделаем правильно и в срок. У нас нет никаких просьб, кроме одной: проследите, пожалуйста, чтобы те средства, которые выделяются, выделялись во-время, а за нами дело не станет. Вы всегда можете рассчитывать, что железнодорожная отрасль, железнодорожники выполнят поручения и задачи, которые ставятся, вне зависимости от того, какая будет погода. Мы хотим сказать, что поддерживаем политику руководства страны.
На стадионе города Тында собрались ветераны, нынешнее поколение железнодорожников и те, кто еще собирается ими стать. Ветеран БАМа, Герой Социалистического Труда Александр Бондарь принял эстафету из рук Владимира Якунина. Он сказал, что у него тоже нет никаких просьб, кроме одной. После того как БАМ был построен, здесь осталось много строителей, «которые посчитали, что это их край родной». Тогда для них выделялось жилье, которое, по словам Бондаря, состарилось. А хотелось бы жить по-человечески.
Кроме того, Александр Бондарь тоже не обошел стороной политическую тему.
– Владимир Владимирович, мы вас поддерживаем, – сказал он, – и во внешнем отношении, и во внутреннем.
– Вопросы социальной поддержки не будут забыты, – заверил Владимир Путин. – Это важно и с материальной, и с моральной точки зрения. Но есть не только экономические, но и юридические сложности. Всё знаем, надеюсь, решения будут найдены, будем работать, – обнадежил он.
Пикет №8 держал Евгений Солнцев – начальник иркутской группы дирекции по реконструкции и строительству объектов железнодорожного транспорта ОАО «РЖД». Он возглавлял работу на объектах в Сочи, а сейчас переехал с семьей строить БАМ. Солнцев и два его коллеги стояли на ветру в нарядных железнодорожных кителях, по красоте превосходящих парадные кители военных.
– Это национальная идея, которая реализуется уже более века, – сказал Солнцев. – Сегодня БАМ получает новую жизнь. – Такая связь «бамовских» поколений говорит об огромном значении магистрали в истории России. Слово «бамовец» – лучшая рекомендация для строителей и железнодорожников. Объем работ огромен и сопоставим со строительством БАМа в советское время, а сроки значительно меньше, – отметил начальник иркутской группы, но обещал справиться.
Студенты помогали возводить сочинскую инфраструктуру, работают они и здесь.
– Для нас БАМ – пример того, как нужно и необходимо трудиться, – сказал Руслан Монатов, командир студотряда из Иркутского университета путей сообщения. – Мы не подведем.
Из нового микрорайона «Таежный» города Тында, построенного для работников БАМа, продолжает тему «Российская газета», на связь вышли губернатор Амурской области Олег Кожемяко и местные жители, которые несколько десятков лет ютились в деревянных бараках и вот наконец сменили их на приличное жилье. Готовы 20 многоквартирных домов, куда переехали 574 семьи, до конца года будут построены еще 19 домов для 514 семей.
– Сорок лет на БАМе живу, и все во времянках, – взяла слово одна из жительниц Тынды. – Наконец получили хорошее жилье: светлое, теплое. Вы – человек слова! – поблагодарила она президента.
– Нравится вам? – спросил остальных Путин.
– Да-да-да! – дружно заверили новоселы.
На стадионе Тынды внимание Владимира Путина привлек мальчик лет десяти, увешанный десятком медалей. Оказалось, что мальчик занимается борьбой. У мальчика к президенту не было ни единой просьбы, кроме одной: чтобы в Тынде построили крытый спортивно-оздоровительный комплекс.
Президент должен понять: Тында его поддерживает. В этом был смысл запланированных и незапланированных выступлений и речей.
Евгений Солнцев распорядился приступить к укладке железнодорожного звена. Путеукладочный кран, украшенный баннерами «Даешь новый БАМ!», «Слава строителям БАМа!», совершил укладку «серебряного звена», от которого строители пойдут на восток и запад.
Каждый из выступавших вспоминал о Советском Союзе. БАМ в свое время был олицетворением его могущества, и теперь присутствующие хотели, чтобы олицетворением могущества России стал БАМ-2.