На диком бреге Иртыша

До Дня города почти три недели, но в музее-усадьбе купцов Колокольниковых уже подумали, какой выставкой встретить главный тюменский праздник. Небольшая экспозиция “Последний бой Ермака” рассказывает о ключевом моменте в судьбе нашего края – конце Сибирского ханства и начале истории русской Сибири. Пусть название не вводит вас в заблуждение: в этом рассказе два равноправных героя – Ермак и Кучум.

Казалось бы, жизнь того и другого изучена вдоль и поперек, но вопросов и загадок меньше не становится: слишком мало достоверных источников, слишком много легенд и преданий. Сибирь в ту пору жила по раннефеодальному обычаю: у кого сила, тот и хан, тому местные жители служат, платят ясак… Пока не явится другой хан – сильнее.

После распада Золотой Орды прошло сто лет, но передел ее обширных владений продолжался. Предшественником Кучума на ханском престоле был Едигер из местной династии Тайбугинов. Он признал себя данником Московского царства – как полагают, в надежде на военную помощь, которой, однако, не получил. Кучум происходил из династии Шейбанидов, в его роду были хан Тюмени и хан Золотой Орды, так что он тоже считал себя вправе претендовать на ханский титул. Местом его рождения называют то Бухару, то побережье Аральского моря, то казахские степи. В Сибири Кучума, похоже, не считали своим даже местные татары. А, кроме них, на этой земле жили и угорские народы, и остатки кипчаков – жили каждый на свой лад, не ощущая себя частью единого государства. Но в 1563 году при поддержке узбекских, ногайских и казахских отрядов Кучум наконец убил Едигера и его брата Бекбулата, обосновался в Искере и стал править, выписав себе из Бухары шейхов и сеидов для проповеди ислама.

В витрине, посвященной Кучуму, почетное место занимает Коран, но среди подданных хана, бившихся на его стороне против казаков, было немало язычников. Об этом напоминает личина идола, найденная во время археологических раскопок. Относят ее к XIII-XVII векам, более точная датировка пока невозможна. Завсегдатаи музея наверняка помнят богато изукрашенный сирийский щит XIX века, копию более раннего щита, который вполне мог бытовать во времена Кучума. А сабля, размещенная тут же, извлечена из тюменской земли и датируется как раз XVI веком. Возможно, ее держал в руках сам хан или кто-то из его приближенных, например, славный воин Маметкул, племянник Кучума.

К тому времени, как промышленники Строгановы направили в Сибирь казаков Ермака, хан был уже пожилым человеком и сам в боевых действиях не участвовал, отмечает автор выставки Евгений Бушаров, ведущий научный сотрудник областного музейного комплекса. “Сколько воинов было у Ермака? Я придерживаюсь версии нашего земляка, доктора исторических наук Дмитрия Копылова, согласно которой у Ермака было 1000-1600 человек, и на восьмидесяти ладьях они двинулись в Сибирь…” О подробностях этого похода ученые спорят до сих пор. В каком году выступил Ермак – в 1581 или 1582-м? Останавливался ли он в Чимги-Туре? Была ли здесь битва? Сколько времени он провел в крепости – несколько дней или год? Где Ермак дал свой последний бой – в устье Вагая, в излучине Иртыша? В витрине, посвященной Ермаку и его дружине, представлена летопись Семена Ремезова с иллюстрациями. Интересна она тем, что содержит включения из летописи более ранней – Кунгурской, составленной, как принято считать, в конце XVI века по воспоминаниям участников похода Ермака. Оригинал Кунгурской летописи не сохранился. Тут же выставлена икона Николая Чудотворца, покровителя моряков и путешественников, наконечники стрел, детали защитного вооружения, огниво, пороховница, монеты, кольца и перстни.

Между витринами установлен подиум, на котором рядом с луком, саблей и кистенем красуются самые эффектные экспонаты – кольчуга, найденная в одной из уральских пещер, и симпатичная малогабаритная пушка, тоже постоянная участница выставок. Считается, что у Ермака пушек не было – только пищали. А у Кучума будто бы пара имелась, но он почему-то ими не воспользовался… Тюменские художники не раз обращались к образам и Ермака, и Кучума. Как вы-глядели тот и другой, неизвестно – тем больше простора воображению. Для экспозиции сотрудники музея выбрали гравюры Александра Визеля и живописные работы Леонида Коробейникова. Особенно интересен “Кучум” Визеля – мастеру удалось передать характер жесткого, умного, многоопытного правителя.

Если с происхождением Кучума не все ясно, то Ермак в этом отношении и вовсе загадка. Автор Кунгурской летописи, называя тех, кто пал в последнем бою, закончил перечень просто: “…и Ермак”. Даже уважительного “атаман” не добавил. Настоящее имя казацкого вожака – еще один предмет неутихающих дискуссий… На пути к ханской ставке Ермаку сопутствовала военная удача: он разбил Маметкула сперва при Бабасане, затем на Чувашевом мысу и занял оставленный татарами Искер, сразу же оказавшись наверху местной иерархии. Ему подчинились ханты, манси, многие местные татары. Но до полного завоевания Сибирского ханства было далеко. Ермаку приходилось с боем брать татарские и остяцкие укрепленные городки (или отступать, не втягиваясь в долгую осаду), а Кучум вел против него своего рода “партизанскую войну”. 120-6-2К Вагаю Ермак выступил в июле 1585 года с сотней казаков, чтобы вызволить бухарский караван, якобы захваченный воинами беглого хана. В ночной битве на острове погибло всего шесть или семь человек, и среди них оказался Ермак – удача изменила казацкому атаману.

Кучум пережил его на тринадцать лет, но ханского трона себе не вернул. Правителем Сибири ненадолго стал Сеид, сын Бекбулата. Пленные родичи Кучума, вывезенные в Московию, получали от царя вотчины, должности, денежные оклады, но сам старый хан сдаться русским отказался, хотя ему и предлагали. Он то совершал набеги на свои бывшие владения, то скрывался у соседних народов – калмыков, ногайцев, где в конце концов и был убит. Место его захоронения неизвестно, как неизвестна до сих пор и могила Ермака.


20906