(Исторический очерк о развитии ялуторовской культуры в XIX–XXI вв.)
В Ялуторовске, как и в других провинциальных сибирских городах, первые очаги культуры зародились в церквях, школах, училищах и на дому, и только к концу XIX века стали появляться общественные учреждения, напоминающие по своей структуре и форме современные нам.
Очевидец, укрывшийся под инициалами А.С., писал в 1863 году в «Тобольских губернских ведомостях»:
«Ялуторовск. 30 ноября. Читая Губ. вед., единственный местный орган в губернии, мы нередко видим в неофициальном отделе отголоски из разных городов по какому-нибудь случаю из общественной жизни.
Само собою – где жизни больше, оттуда больше и отголосков или, по крайней мере, больше материалов для них. Наш Ялуторовск, как известно, никогда не имел претензии что-нибудь заявить о себе, или по недостатку жизненных явлений, или по нежеланию лиц из общественной среды быть проводником этих явлений в печати.
Два спектакля, данные любителями в пользу здешней женской школы, дали нам повод заявить, что и здесь пробуждаются стремления, давно уже присущие прочим городам. Нельзя умолчать при этом, что инициатива устройства спектаклей принадлежит попечительнице женской школы М.Г. Поповой и смотрителю училищ А.И. Аристову. Театр был устроен в доме, занимаемом женской школой, и, к сожалению, не представлял удобств достаточного помещения для сцены и публики. Всего мест было только 50. В первый спектакль, бывший 26 сентября, сыграны были водевили: «Мотя и Жених, Чемодан и Невеста», а во второй – 25 ноября – «Ворона в павьих перьях» и «Поздний урок». Здесь мы не будем пускаться в разбор исполнения самих пьес, но скажем только, что вообще спектакль в нашей маленькой уездной жизни уже сам по себе и по цели его назначения оставил в нас приятное впечатление и благодарность ревнителям-артистам к благому делу. Сбор со спектаклей, по незначительности помещения, был очень небольшой, так что окупил только расходы на первоначальное устройство сцены и прочие потребности. Но важно одно уже начинание, и говорят, что этот спектакль не последний. Горячо желаем, чтобы деятельность на этом поприще гг. распорядителей и артистов наших не охлаждалась, тогда и публика понемногу начнет входить во вкус к подобного рода удовольствиям.
Кстати, скажем несколько слов о здешней жизни вообще. Общественной жизни здесь почти нет. Поговорили было некоторые устроить клуб, но по многим условиям здешней жизни нашли, что устроить клуб – дело трудное, если не совсем невозможное. Два раза нарушалось общее сиденье по своим углам вечерами с танцами, устроенными по общей подписке в доме купца Шабалина. Были и еще, впрочем, два вечера в частном доме, где преимущественно молодежь собралась почитать, и действительно прочитано было несколько статей из современных журналов. Казалось, все довольны были такого рода вечерам и каждый более или менее заинтересован был чтением. Однако чтение не в большом ходу здесь. Журналов выписывается очень мало. Чиновники большей частью далеки от литературы, кто по неимению времени от служебных занятий, кто и по неимению потребности к чтению. Очень немногие что-нибудь прочитают иногда. Поэтому и нельзя не пожелать, чтобы вечера для чтения были почаще и чтение обратилось бы в насущную потребность и, насколько возможно, заменило бы обычные картишки».
Безымянный автор А.С. оказался дальновидным бытописателем. В 1865 г., в Фомино воскресенье, в женском училище вновь был дан спектакль любителями драматического искусства. На этот раз ставилась комедия «Свадьба Кречинского». Спектакль удался, и публика осталась довольной. Сбор в пользу училища составил до 50 руб. серебром. Да еще выручка за лотерею до 120 рублей. Написавший заметку «Из Ялуторовска» Ялуторовецъ выразил надежду, что «этим доброе дело не кончится и найдет себе последователей».
Случались в провинциальной жизни и нечаянные развлечения, далекие от устройства «благородных спектаклей», но денежные. 14 июня 1866 года австрийский подданный, антрепренер труппы вольтижеров Эммануель Беранек дал в Ялуторовске представление в пользу бедных горожан и женской школы, от которого выручено 80 руб. 23 коп. За такое пожертвование начальник губернии объявил г-ну Беранеку благодарность. Как попал заезжий артист в Сибирь, газета не сообщала.
В январе 1862 года просвещенное население Ялуторовска постигла большая беда – сгорело уездное училище вместе с библиотекой. На несколько десятилетий женское училище, основанное декабристом И.Д. Якушкиным при содействии протоиерея Сретенского собора С.Я. Знаменского, станет не только образовательным, но и культурным центром. При скудном финансировании «благородные спектакли» были существенным подспорьем в просвещенческой деятельности. Использовались и другие источники пополнения доходной части училища.
Продолжение следует.