В сентябре 2004 года в поселке городского типа Шумилино, что на Витебщине, хоронили старушку. Похороны были тихими и малолюдными. Бывшая местная библиотекарша жила неприметно и одиноко. Мужа у нее не было, детей тоже. Из родни мало кто остался…
– Великая мученица, – сказал кто-то.
Провожавшие бросили в могилу по горсти глины, и родная земля навсегда приняла ее.
Это была Зинаида Максимовна Лишакова. От мук и страданий еще ребенком она могла умереть, сгореть, превратиться в черный дым крематория, в костную муку, в брикетик мыла, которые фашисты делали в концлагерях из человеческих останков. Но она выжила!
Йозефа Менгеле называли «Доктор ужас», «Доктор смерть», «Ангел смерти», «Посланец сатаны» или даже «сам Дьявол». Он проводил изуверские опыты на заключенных в концлагерях. Его имя стало символом всего самого чудовищного, что было в нацистской Германии. После войны его искали, чтобы наказать, но не находили.
Зинаида Лишакова не один год работала над воспоминаниями о времени, проведенном в «клинике», которой заведовал «Доктор ужас». В июне 1985 года она написала открытое письмо к гражданину ФРГ Ральфу Менгеле – сыну освенцимского палача. Ее обращение было опубликовано в советских и зарубежных средствах массовой информации.
…Зина попала в концлагерь «Освенцим» в 1943 году. Вспоминает, как их построили, как появился молодой человек в строгом черном костюме. Он молча указывал пальцем на узников, и в списки заносили их лагерный номер. Вечером этих людей уже не было в живых. Увидев Зину, он сказал: «По-моему, эта малышка довольно сильная…». Так она оказалась в бараке № 25.
Людей клали на нары, облитые какой-то вонючей жидкостью… К утру у них на коже открывались раны. Мышечная ткань начинала распадаться. Боль была невыносимой! Тех, кто мог передвигаться, заставляли перейти в другое помещение, где стояла ванна с раствором молочного цвета. Их бросали в эту ванну, и тогда заключенные умолкали, чтобы их лучше отправили в печь. Многие теряли от боли рассудок. Но у Зины после шестой ванны раны на теле начали затягиваться. И она стала любимой пациенткой злодея. Он гордился своим результатом и демонстрировал девочку разным комиссиям. Кожа у нее стала мертвой и серого цвета. «Доктор смерть» не ждал, когда умрут его подопечные; он анатомировал живыми, чтобы определить причину неудачного опыта. Как мучились люди!
Зина выжила, вернулась домой. Мама, увидев ее тело, упала как подкошенная. Ее парализовало. 21 год она пролежала без движения. А Зина так и жила с серой кожей, без семьи, без детей, искалеченная войной. Собирала материалы по делу своего истязателя.
Зинаида Максимовна ездила в Освенцим на встречу с бывшими узниками, но в 25-й барак никогда не заходила, боялась. Ей казалось, что в темном длинном коридоре из тайной двери выйдет человек в скафандре и вновь укажет на нее пальцем: эту – в раствор!
Она оказалась сильной девочкой: ее убивали, а она выжила! Да еще и вернулась на Витебщину… Детей из других мест убивали сразу, а над витебчанами издевались долго, на «научной основе». Может, потому, что здесь было самое сильное сопротивление фашистам? Ненависть населения к врагу была лютой. Партизан-ские операции этого края не знали себе равных. Боевыми центрами партизанского движения были районы Витебской области: Городокский, Россонский, Освейский и т.д. Дети, женщины, не боясь смерти, становились связными. В тылу у оккупантов действовала целая детская армия, которая доставляла немцам немало хлопот.
Гитлеровцы в этих районах проводили карательные операции, бомбили с воздуха, сжигали города, села, убивали население. Партизанское движение на оккупированной части Белоруссии сыграло огромную роль в борьбе с фашизмом.
Подготовила Нина ДАНИЛОВА по материалам журнала «Торговые и деловые известия белорусских предпринимателей» (главы из книги Леонида Аникеева, посвященной малолетним узникам фашистских концлагерей в Белоруссии).